С чего тебе начатьОтвет отчасти можно предвидеть. Первым делом он скажет: «Тебе надо начать читать Евангелие и научиться молиться». Действительно, придя в храм, мы приступили к Живому Богу. И первым делом надо научиться с Ним общаться. А как мы общаемся с человеком? — Мы и говорим, и слушаем. Бывает такой человек, который говорит, говорит, а в ответ не дает и слова сказать. А бывает и такой, который слушает, слушает, а сам — ни слова. А надо делать и то, и другое. Так и с Богом. Когда мы молимся, мы говорим Ему. А когда читаем Слово Божие, мы слушаем, что Он говорит нам. Начни каждый день делать и то, и другое. И даже лучше будет, если ты еще до того, как залу маешь подойти к священнику, внимательно прочитаешь Евангелие и другие Новозаветные писания (Ветхий Завет лучше сначала прочитать в каком-нибудь пересказе). Ты узнаешь о главных событиях жизни Иисуса Христа, от Его пришествия в мир, и до Его распятия, Воскресения и Вознесения на небо. Про читаешь о Его всемогуществе, какие чудеса Он совершал и ничего не было для Него невозможного. Про читаешь о Его крестной жертве за тебя. Прочитаешь, чему учил и Он, и Его Апостолы, — как тебе надо жить, чтобы Его жертва за тебя не была напрасной, и чтобы тебе войти в вечную жизнь. Читай все подряд, ничего не пропуская. То, что будет понятно, постарайся приложить к себе, к своей жизни. Если Отмечай непонятное. При удобном случае спросишь у кого-то или прочитаешь в толкованиях на Священное Писание. Есть и такой вид церковной литературы. В книжных магазинах бывают толкования и древних, и современных церковных писателей. Бывают сборники церковных проповедей на священные тексты. Надо пользоваться и тем, и другим. Каждое время ставит свои задачи, и у каждого писателя открывается какая-то своя, неповторимая грань единой истины, И каждому человеку в его конкретном духовном возрасте ближе тот или иной писатель. В основе же всего, что пишется церковными людьми, должно лежать Священное Писание. И когда твой священник будет тебе Огромное место в церковной литературе занимают различные жизнеописания. Сказано: «Дивен Бог во святых Своих». Мы и узнаем о Боге только от людёй. И ничто не способно более основательно привести к Богу, чем соответствие дел словам того, кто говорит тебе о Боге. Бывает, много и прочитаешь, и услышишь, но лишь тогда сдвинешься с места, когда повстречаешь такого человека, у которого в душе и в жизни — мир и любовь Христовы. Поэтому так и любят христиане читать книги о людях, которые уже пришли ко Христу. (Особенно — за неимением таких людей рядом). Сюда входят и жития древних святых, о которых мы уже упоминали. Сюда входят и жизнеописания так называемых «подвижников благочестия» то есть христиан, еще не прославленных официально церковью, но оказавших сильное впечатление на тех, кто жил с ними рядом, кто пользовался их советами и кто счел назидательным поведать о них миру. Вообще старайся покупать церковные книги. Не стесняйся спрашивать совета у людей, у продавцов в церковных лавках. Назови тему, которая тебя интересует, и тебе обязательно подберут, что надо. Непременно купи книгу, называемую «Закон Божий». В ней, найдешь очень много полезного, изложенного в систематическом порядке. Но если тот или иной писатель вводит тебя в смущение или чувствуешь, что тебя усиленно нагружают тем, что ты сейчас еще не можешь понести — без зазрения совести отложи эту книгу в сторону Ничто в церкви не может приводить в уныние и отчаяние. Христос никого не перегружал, но каждому давал ровно столько, сколько тот мог понести. Также если твои церковные наставники начнут нагружать тебя разными законами и правилами, разными запретами и ограничениями, к которым ты еще не готов, то дело тут не в Христе и не в церкви. Дело тут именно в тех людях, которые, по своей неопытности и неразумию, так сказать, с ювелирным искусством бегемота полезли в твою душу. В древней церкви был установлен тот минимум, который обязателен для каждого, входящего в Святую церковь: «Воздерживаться от идоложертвенного», то есть от участия в любом нехристианском культе. Из пищи — воздерживаться от вкушения «крови, и удавленины». А также не допускать в своей жизни «блуда», то есть внебрачных связей с лицами другого пола, «и не делать другим того, чего себе не хотите» (Деян. 15, 29). Все дальнейшее — по мере совершенствования, по мере возрастания и желания потрудиться ради Христа. Как сказано, «не человек для субботы, а суббота для человека». Как хлеб для голодного, так и «суббота для человека». Слово Божие предписывает постепенно приводить жизнь в надлежащий порядок, по такой методике: «Все мне позволитёльно, ноне все полезно; все мне позволительно, но не все назидает» (1 Кор. 10, 23). «Все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною» (1 Кор. 6, 12). «Все испытывайте, хорошего держитесь» (1 Фес. 5, 21). Вот и испытывай, полезно ли, например, это дело? Назидательна ли эта книга или это зрелище? И не стал ли ты рабом Также купи книгу, называемую молитвослов. Далее: молитвослов. |