Полезная информация Сщмч. Климент О храме Духовенство Расписание Богослужений Новости Фото Видео Помощь храму

Молитвослов

Здесь ты найдешь образцы молитв, которые в употреблении у христиан. Конечно, молитва к твоему Богу должна исходить именно из твоего сердца. Но всему на свете надо учиться, тем более таким вещам, которые для нас совсем уж внове.

Апостолы тоже просили Иисуса Христа научить их молиться, хотя перед этим Он и сказал: «знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него» (Мф. 6, 8). Дело в том, что Он-то знает, в чем наша главная нужда, но беда в том, что мы сами этого не знаем! для того-то и дал Господь ученикам молитву «Отче наш…», чтобы и они, и все мы научились и желать, и просить именно того, что нам совершенно: необходимо. И Церковь, давая нам, вслед за Иисусом Христом, «Молитвослов», тоже учит, как обращаться к Богу, о чем просить, за что благодарить.

Полистай эту книгу постарайся понять все молитвы. Не ропщи, что они опять же не на современном русском, а на церковно-славянском языке. Впоследствии ты оценишь это и полюбишь. Обычно в конце молитвослова помещается словарик наиболее трудных для понимания слов. Когда будешь покупать, по смотри, чтобы такой словарик был. А есть еще так называемые «толковые молитвословы». В них дается объяснение и перевод тех или иных молитв.

Начинай понемногу вводить в свою жизнь молитвенные правила: утреннее, вечернее, молитву перед едой и после нее и другие. Если пока не можешь читать утреннее и вечернее правила полностью, выбери из них часть молитв, которые наиболее понятны. Определись, какое время тебе по силам посвятить молитве. Но уж от этого — не отступай. Пять, десять или пятнадцать минут, определенные тобой для молитвы утром и вечером, считай Божиим временем, подаренным тобою Богу и уже не покушайся на них. Украсть у человека — подсудно. Каково же — украсть у Бога?

А самая краткая молитва, которая вмещает в себя все, о чем длинные молитвы из молитвослова — это «Господи, помилуй!». или: «Боже, милостив буди мне, грешному!» или: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго!»

Чаще повторяй эти молитвы, куда бы ни шел, что бы ни делал. Повторяй каждый раз — как первый и единственный. Повторяй, помышляя, что стоишь на суде, где доказана твоя вина, и тебе грозит казнь, и одна твоя надежда — выпросить у судии милость. И когда первое время будешь стоять на Богослужении и ничего не понимать, тоже повторяй про себя эти молитвы. Не ошибешься. Все, что в церкви поется и читается, все — об этом.

Еще в церкви есть посты. Все они связаны с определенными событиями Священной истории и помогают реально переживать их. Вот, например, среда. В этот день Господь Иисус Христос был предан Иудой за тридцать серебряников. А вот—пятница. В этот день Он был распят на Кресте за твои грехи.

Пост — это естественное выражение скорби. Вспомни, как у тебя кусок в горло не лез, когда тебя постигла утрата или другое горе.

Есть четыре продолжительных поста. Перед праздником Рождества Христова. В нем как бы скорбь погибающего человечества, ожидающего своего Спасителя. Есть Великий пост, готовящий нас к Его утрате, и к неожиданному и славному обретению в Воскресении. Есть пост перед праздником святых Апостолов, напоминающий, что ко всякому великому делу надо готовиться постом и молитвой. И есть Успенский пост, перед Успением Божией Матери, напоминающий о необходимости и нам тщательно готовиться к отшествию из этого мира.

Часто для человека, который только еще приблизился к храму и вдруг узнал, что ему придется иногда воздерживаться от привычной пищи, — это бывает серьезным ударом. Но ты не бойся. Начнешь вместе с Церковью молитвенно переживать круг церковных, радостных и скорбных, воспоминаний, и поймешь необходимость и спасительность того и другого, и привыкнешь, и — полюбишь. А пока просто попробуй в дни постов хоть в чем-то ограничить себя. И увидишь, кстати, насколько ты являешься рабом своего чрева!

И еще один вопрос неизбежно возникнет у тебя в храме: а что это за Чаша, которую выносит Священ пик, и что это он ложечкой дает подходящим к нему людям? И почему одни подходят, а другие — нет? Об этом говорить просто страшно, и мы коснемся это го как-нибудь в другой раз, когда ты более или менее выполнишь все, что мы сегодня тебе советовали.

А пока главное — будь внимателен к тем, с кем ты живешь, особенно, если они еще не сочувствуют твоим новым церковным увлечениям. Помни, что молящийся для немолящегося — это сумасшедший. Как и ты, наверное, сочтешь сумасшедшим того, кто разговаривает с пустотой.

Старайся. никому не мозолить глаза, чтобы молитва твоя была, как и учит Господь, втайне только перед Ним одним. Выбирай время, когда твои близкие или еще не проснулись, или уже ушли по своим делам, или еще не вернулись домой, или уже уснули; или же удались в укромный уголок, где тебя никто не потревожит, и ты не потревожишь никого.

Потом, когда и они, вслед за тобой, уверуют, буде те молиться вместе. Тогда устроишь в своем доме Красный, то есть Божий уголок. Там расположишь иконы. Во-первых, Господа Иисуса Христа, потом — Его Пречистой Матери, потом — святого, имя которого носишь, или других святых, с которыми Бог таинственно сведет тебя, — как таинственно и непостижимо те или иные друзья входят в нашу жизнь.

Там устроишь лампадку, которую или будешь зажигать во время молитвы, или постоянно поддерживать. Живой огонек лампадки будет напоминать тебе о постоянном присутствии Бога, Который есть тепло и свет для любящих Его, и «Огнь подающий» для Его врагов.

А пока, если собираешься в воскресенье идти в храм, то иди на раннюю обедню, и когда все проснутся, ты уже вернешься, и будешь вместе с ними, и никто не будет к тебе в претензии. Если стараешься соблюдать пост, устрой так, чтобы это было ненавязчиво и незаметно, и без укора для не постящихся. Вообще делай свои церковные дела, как бы извиняясь перед своими еще неверующими близкими, дескать, каждый по-своему с ума сходит, уж простите меня, и согласитесь, что меня постиг не самый страшный вид сумасшествия! Как сказано: «Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со все ми людьми» (Рим. 12, 18).

Итак, ты вошел в храм, осмотрелся, потихоньку начал осваиваться. Но помни, что символ храма — корабль посреди бушующего моря. Слава Богу, ты уже на палубе. Но ведь и палуба во время бури сотрясается волнами, И даже внутрь порой залетают брызги чуждых страстей. Так что всегда будь внимателен. Как советует Апостол, «Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш дьявол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить» (1 Нет. 5, 8).

Вот есть у нас и такой активный «противник». Он неисчерпаем на всякие пакости. В настоящее же время он подбрасывает в церковную среду разные темы для споров. В его интересах, чтобы мы по любому поводу грызлись друг с другом, чтобы боролись против чего-нибудь или, наоборот, за что-нибудь, вместо того, чтобы бороться со своими грехами. Поэтому, когда ты начнешь посещать храм, и у тебя появятся церковные знакомые, «братья и сестры», и у вас начнутся разные церковные и околоцерковные разговоры, то мой тебе совет на этот случай: как от чумы, бегай от разговоров о том,

— принимать или не принимать «индивидуальный налоговый номер»;
— получать или не получать новый паспорт.

И если к тебе будут усиленно приставать, и говорить, что этого делать нельзя, то попроси, чтобы тебе процитировали заповедь Христову, которую ты нарушишь, если это сделаешь. Потребуй, чтобы тебе показали ее в Священном Писании. Они этого сделать не смогут.

— также затыкай уши, когда начинается пустословие об «антихристе» и о «печати антихриста».
— уклоняйся также от разговоров: кого признавать или не признавать святым. Если кому-то насчет кого-то что-то приснилось или привиделось, и тебе об этом сообщают,
— не входи в рассмотрение этого вопроса, но отправляй всех в Комиссию по канонизации святых. Там — мудрые люди, специально для этого назначенные. Они во всем разберутся, поставят перед церковной властью вопрос о канонизации этого человека, и тогда уже все мы со спокойной совестью будем молиться ему как святому.

Ну, а если при тебе начнут осуждать церковные власти, от Патриарха и ниже, ожидал от тебя поддакивания, то скажи слова, которые сказал один мудрый человек, когда при нем стали заочно осуждать Иисуса Христа: «Судит ли закон наш Человека, если прежде не выслушает его?» (Ин.7, 51). И если не имеешь возможности спросить того, кого при тебе осуждают, «а правда ли то, что мне про тебя сказали?», то будет в Высшей мере справедливо, если ты совершенно выбросишь из головы и то, что ты про него услышал.

Так что и в храме ты не найдешь успокоения ОТ всех бурь. Но, несмотря ни на что, несмотря на все искушения, Ты почувствуешь, что сделал очень и очень важный шаг.
Один человек, тоже когда-то сделавший такой шаг, написал такое стихотворение:

Когда небесное видение
Волнует робкие сердца,
Когда срывает преступление
Личину разума с лица,

Когда, виденьем опаленные,
Не понимая ни аза,
Глядят глаза недоуменны
В недоуменные глаза,

Когда земля вскипает слухами
О Небывалом и чудном,
Когда наполнен воздух духами,
Давно не виданными в нем, —

Вдруг — тонкой струйкой радость тайная
Вонзится в сердце горячо,
И — тяжесть вдруг необычайная
Руки Господней — на плечо…

Итак, если ты еще не вошел, — не бойся, переступи порог. Начинай Трудиться. Читай, молись, духовно бодрствуй, приучайся жить по церковному календарю. Если что непонятно, спрашивай у священника. «Если это в вас есть и умножается, то вы не останетесь без успеха и плода в познании Господа нашего Иисуса Христа» (2 Нет 1, 8).
И помни, что если ты ничего не приобрел сегодня, то ты частично потерял и то, что приобрел вчера. Невозможно оставаться на одном месте плывущему вверх по реке. Если не гребешь против течения, то течение неумолимо сносит тебя назад.

Бог тебе в помощь.

Храм священномученика Климента папы Римского в Замоскворечье
119017 Москва, ул. Пятницкая, 26, стр.1
e-mail: sanklemente2014@yandex.ru
Телефоны: +7 (495) 953-02-36; +7 (963) 770-67-27  (с 10-00 до 19-00).



Азбука веры

Разработка сайта: Григорий Малышев. Система управления сайтом HostCMS