Что же вероятнееА что мы обычно наблюдаем в жизни? Во всяком случае, никто из нас никогда не видел, чтобы из «ничего» Ну, подумай, зачем рыбе вылезать на берег, когда ей и так «тепло и сыро»? Ладно бы в наше время, когда воды отравлены промышленными стоками. Но и то — не вылезают, а — дохнут. Или какая выгода обезьяне становиться человеком, жертвуя ради этого двумя прекрасными задними руками, а взамен получая кучу наших глупых проблем? А как легко и быстро способны уничтожить «вершину эволюции» — человека — даже не видимые обычным глазом простейшие существа, бактерии! Никакому атеисту и дарвинисту при виде даже обычного гвоздя не придет в голову высказать гипотезу, что этот гвоздь произошел сам собой. А о человеке, с его огромными возможностями, с его бесконечными метрами нервов и кровеносных сосудов, с его сотнями косточек, идеально пригнанных сустав к суставу, с его глазом, с его мозгом, с его способностью производить подобных себе, с его способностью жертвовать собой за истину — о человеке они дерзают так говорить! Ну что с них взять после этого? Что говорить о человеке! А бабочка? А цветок? На сколько же все, что существует в мире, — законченно и совершенно, ни прибавить, ни убавить; и уж куда совершеннее любого изделия, созданного руками человека! Причем, человек может, научиться у другого человека делать то, что тот умеет. А устройство всего, чем наполнен мир, — непостижимо, и все человечество, собравшись вместе, не сможет создать даже простейшей букашки. Мало того. Если бы человечество впервые увидело, например, пшеничное зерно, то все это человечество, всеми своими совокупными научно-техническими силами не смогло бы даже определить, что это такое. А в нем, в этом зерне, — такая сила, что может всю землю покрыть пшеницей! Как же все это могла создать «слепая природа»? Самое умное, что наука, оставаясь на своих позициях, может сказать о причинах происхождения мира, это: дикое совпадение диких случайностей. И нельзя не согласиться, что придерживаться этой гипотезы — поистине дико. Итак, методом исключения, из двух остается второе: остается предположить, что должен быть Некто, все сотворивший Своей Премудростью, Своей Силой. Где Он прячется, мы не знаем, но уже, кажется, поняли, что «Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть» (Ин. 1, 3). При чем, это именно — Некто, а не «нечто». Если даже просто родить человека может только человек, только личность, то сотворить из ничего человеческий разум, а тем более человеческую личность, не может слепая сила, но лишь — Тот, кто Сам является Личностью, кто имеет Разум, имеет Волю и умеет целенаправленно использовать Свою силу. А это неизбежно влечет и следующую мысль. Мы не можем допустить, чтобы Тот, Кто столь премудро сотворил наше тело, Кто вложил в наши сердца стремление к истине, добру и красоте, к бессмертию, вдруг, подобно садисту, обрек бы это Свое творение лишь на постепенное, медленное и мучительное умирание, на постепенное и неотвратимое приближение к смерти, к небытию! На нас сразу набросятся: а где Он? а какой Он? а как Он все это сотворил? Что мы можем ответить? Мы еще даже не начали своего пути к Нему. Мы едва-едва поняли, в какую сторону идти, потому что в противоположной стороне — совсем уж безжизненная пустыня. Как сказал один христианин: «Многое в нашей религии похоже на сказку. Но нет у нас таких безумных сказок, какие рассказывают атеисты». Итак, сделав это открытие, ответив на, как говорится, «основной вопрос философии», мы сделали очень важный поворот на нашем пути. Далее: первая трудность. |