ХрамЭто обычно самое красивое и самое древнее здание в твоем городе. На нем чаще всего висит табличка: «Памятник архитектуры. Охраняется государством». Это — самое как бы таинственное здание. Назначение всех других зданий ты уже давно понял. А храм зачем? — думалось тебе Иного человека почему-то не заставишь туда зайти. Иного, едва он зайдет, начинают почему- то душить слезы. А один рассказывал, как однажды в юности, гуляя с друзьями, решили они зайти в храм, посмотреть, что там делается. И такой их там разобрал смех, что еле выскочили, чтобы не оскандалиться (впоследствии, кстати, этот человек стал священником). Храм и привлекает, и настораживает. И хорошо, если ты боишься войти туда, — значит, ты — живой человек. Но ты войди, не бойся. И вот, немного постояв, почитав различные объявления перед входом, погасив и бросив сигарету (в урну), ты, наконец-то, решился войти. Стоят люди, горят свечи, Если до этого ты уже кое-что почитал на тему христианства, то, конечно же помнишь, как истинный пастырь оставляет девяносто девять овец и идет за одной пропавшей, пока не найдет ее. А отец блудного сына, едва тот начал путь домой, уже выбегает ему навстречу, радостно вводит в дом и устраивает пир на весь мир. И — поверь, что на самом деле так оно и есть! Хотя, войдя в храм, ты, скорее всего, сразу это го не увидишь и не почувствуешь. Тебе даже покажется обидным, что вот ты, молодой, красивый и умный, решил, так сказать, всех осчастливить своим пришествием, а до тебя никому нет дела. Никто не берет тебя за белые руки и не ведет за столы дубовые, не сажает за скатерти шелковые. Мало того: тебя может встретить прямое недоброжелательство. Например, если ты пришел во время службы и спросил А однажды в неурочное время решила зайти в храм очень известная, ныне покойная, актриса, и, увидев, что уборщицы, делая свое дело, слишком вольно разговаривают, решила сама сделать им замечание: «Что ж вы, тетки, в Божьем храме так себя ведете?» В ответ она получила, как говорится, «по полной». И — поделом. Ты вот только сейчас благоволила сюда зайти, а они давно здесь. Они, как умеют, как матери научили, и молятся, и трудятся, и Итак, тебе сделали грубое замечание за твое не знание того, что здесь считается само собой разумеющимся. Впоследствии, когда ты, если Бог даст, сам (сама) теснее войдешь в церковную жизнь, когда чему-то научишься, ты и себя вдруг однажды поймаешь на подобном чувстве презрения к человеку, который пришел сюда позже тебя. Мол, как можно не понимать совершенно очевидных вещей!? Запомни же, как сейчас поступили с тобой, запомни, как после этого ты чуть не вылетел (вылетела) пулей из храма, запомни, и скажи себе: когда я буду на этом месте, я никогда не буду так поступать. Я с любовью встречу всякого вошедшего сюда человека, и постараюсь всякому, сделавшему первый шаг в храме, помочь сделать и следующий. Но, с другой стороны, все препятствия, возникающие на этом пути, не случайны, как и вообще все, что с нами случается, не случайно. Ко Христу всегда было трудно приходить, и трудности всегда были разные. В первые века, во времена гонений, принявший христианство рисковал быть казненным лютой казнью. Как бы ты отреагировал на такие слова? А она со смирением «сказала: Так, Господи! но и псы едят крохи, которые падают со стола господ их. Тогда Иисус сказал ей в ответ: о, женщина! велика вера твоя; да будет тебе по желанию твоему. И исцелилась дочь ее в тот час» (Мф. 15,27-28). И эта женщина сразу прошла сквозь казавшуюся непреодолимой стену и стала гораздо ближе ко Христу, чем те, кого Он сначала назвал детьми. Нечто подобное предстоит сделать и тебе. Преодолеть стену своего невежества, стену своего и чужого несовершенства, стену своей и чужой гордыни, стену своего и чужого чрезвычайно высокого мнения о себе. Начиная Свою проповедь и обращаясь к тем, кто стоял перед Ним, Иисус Христос первым делом предупредил: «Блаженны» не все вы, но те, которые почувствовали, что они — «нищие духом, ибо» только «их есть Царство Небесное» (Мф. 5, 3). Также «Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо» только «они насытятся» (Мф. 5, 6). Однажды, когда Господа Иисуса укорили за то, что общается с недостойными людьми, Он ответил: «не здоровые имеют нужду во враче, но больные; Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию» (Мк. 2, 17). В другой раз Он дал такое обещание Своим слушателям: «если Сын освободит вас, то истинно свободны будете» (Ин. 8, 36). В другой раз, в ответ на самоуверенность Своих собеседников, Он сказал: «на суд пришел Я в мир сей, чтобы невидящие видели, а видящие стали слепы» (Ин. 9, 39). Итак, вот к кому пришел Иисус Христос, вот кто способен услышать и принять Его слово и по-настоящему войти в Его храм: — тот, кто понял, что, при всех своих богатствах и талантах, он, на самом деле, —последний нищий, не имеющий самого главного, — того, что могло бы по настоящему насытить душу; А для начала — надень юбочку, покрой голову, а если ты мужского пола, то — наоборот, сними головной убор. Сделай это ради мира и тишины. И это будет первым актом твоего смирения. А смирение — крайне важная вещь. Вот если ты с такими чувствами пришел в храм, то на любое замечание, в любой форме тебе сказанное (ведь у всех разное и воспитание, и образование), ты кротко ответишь: «Простите меня. А как положено делать?» И сразу увидишь, что человек, недоброжелательно фыркнувший на тебя, вдруг, словно по мановению волшебной палочки, станет другим, и с готовностью будет все тебе объяснять. Вообще никогда не бойся спрашивать, не бойся показаться глупым, не извиняйся за свои «глупые» вопросы. Самое главное — с какой целью ты спрашиваешь. А то ведь и Иисусу Христу люди с разной целью задавали вопросы. Одни — чтобы услышать истину и научиться; а иные — чтобы услышать Так и в наше время. Один спрашивает, чтобы еще более утвердиться в вере, а иной — чтобы еще более утвердиться в неверии. Честно ответь себе: в чем ты хочешь утвердиться? Если в неверии, то и слова Самого Иисуса Христа не дойдут до тебя; а если — в вере, то все на свете будет содействовать тебе во благо. И первое, что бросается в глаза в храме, — это изображения на стенах. Далее: святые иконы. |