Полезная информация Сщмч. Климент О храме Духовенство Расписание Богослужений Новости Фото Видео Помощь храму
21.10.2017

Наш настоятель выступил с докладом на Всемирном Фестивале молодёжи и студентов.

Выступление члена Патриаршего совета по культуре, председателя Экспертного совета РПЦ по церковному искусству, архитектуре и реставрации, древлехранителя Московской городской епархии протоиерея Леонида Калинина на Всемирном Фестивале молодёжи и студентов.

Тема доклада: Мировое архитектурное наследие. Реставрация и реновация.

Сочи, 20-е октября 2017 года.

Благодарю организаторов Фестиваля за приглашение выступить на этом замечательном  Всемирном молодежном Форуме. 

Русская Православная Церковь не один год находится в открытом и заинтересованном диалоге с молодежью и студенчеством во многих государствах, где существуют наши епархии и приходы.

Это происходит и в России, и на Украине, и в Белоруссии, Казахстане, Республиках Средней Азии, Прибалтике и в других странах канонической пастырской ответственности Московского Патриархата, а также в иных государствах, где несет служение наша Церковь.

Я сразу хотел бы обозначить основные темы моего выступления: об объединяющих все народы Земли нравственных началах и установлении на их основе справедливого мира и дружбы народов в современном мире.

 Так же, я хотел бы поделиться мыслью о сохранении прекрасного многообразия культурных традиций, благословенных Творцом и рассказать о своем видении будущего развития Человечества. 

Конечно, в первую очередь эти темы чрезвычайно волнуют меня как священника и как художника, одновременно, поэтому постараюсь в сжатой форме выразить их так, чтобы донести до вас мою позицию.

Я убежден, что нравственный консенсус - есть единственно возможный базис, единственно возможное универсальное основание для мирного сосуществования разных культур и народов в современном мире, для творческого возделывания прекрасной планеты "Земля".

Вы помните, как в начале 90-х годов прошлого века, когда закончилось длившееся десятилетиями идеологическое противостояние двух систем, когда произошло крушение Би-полярной системы международных отношений, многие прогнозировали, что вот-вот возникнет «дивный новый мир», который будет стабильным, предсказуемым и очень устойчивым. Это будущее связывалось с победой, как тогда казалось, универсальных ценностей. 

С легкой руки американского политолога Френсиса Фукуямы был провозглашен «конец истории» как конечная точка социокультурного развития человечества, которое якобы достигло вершины и дальнейшая его судьба — лишь в распространение универсальных либеральных ценностей по всему миру и их неизбежное торжество. «Этот триумф Запада, триумф западной идеи, — утверждал Фукуяма в 1989 году, — проявляется, прежде всего, в полном истощении некогда жизнеспособных альтернатив западному либерализму. Наблюдаемое ныне — это, возможно, не просто окончание холодной войны или завершение какого-то периода всемирной истории, но конец истории как таковой; иначе говоря, это финальная точка идеологической эволюции человечества и универсализация либеральной демократии Запада, как окончательной формы правительства в человеческом обществе».

Однако последнее десятилетие XX века и подходящее к концу второе десятилетие века XXI показали, что те либеральные «общечеловеческие» ценности, которые утверждались в качестве базисных, универсальных, в качестве единственно возможного источника счастья человечества, не выдержали проверки временем. Мир, увы, не стал ни более спокойным, ни более предсказуемым, ни более стабильным. В мире не умножилась красота, которая, по слову великого русского писателя Федора Михайловича Достоевского, должна "спасти Мир"!

Вместе с тем, в продолжающемся поиске основы для стабильности, в эти же годы, в жизни многих стран, а также в международных отношениях обозначились вполне определенные тенденции возрастания роли традиционных религий в общественном и культурном поле, что обусловлено как фундаментальным характером религии, так и стремлением людей сохранить нравственный базис жизни общества, сохранить и упрочить переданную нам поколениями предков связь c Творцом!

К сожалению, в современном мире нередко предпринимаются попытки игнорировать эту связь. Это неизбежно приводит к дискуссии о соотношении нравственности, справедливости и Закона, к дискуссии о ценностях, которые лежат или должны лежать в основе общественного, культурного и эстетического развития современного свободного мира.

Вы представляете молодежь всего Мира и, наверное, вам часто говорят, что "в ваших руках будущее Планеты, сохранение мира, установления в нем принципов добра, справедливости и красоты". Но что значит справедливость? У древних греков и римлян это понятие олицетворяла богиня Фемида или Юстиция соответственно. И сейчас справедливость, английское «justice», воспринимается нередко исключительно как буквальное следование нормативно-правовым нормам.

Но существует также древнегреческое понятие Δικαιοσύνη («дикэосúни»), которое также означает «справедливость», «праведность». И это очень важная трактовка, которая еще и еще раз свидетельствует об органической связи между справедливостью и нравственностью, праведностью. Этимология русского слова «справедливость» также отсылает нас к понятию праведности, божественной Правды.

Невозможно гармонизировать жизнь внутри государства, тем более отношения между странами и народами, если отделить справедливость от глубокого, проверенного веками нравственного основания. Моральные постулаты, нравственные нормы, хранимые как самой природой человека, так и мировыми религиями на протяжении тысячелетий, — это не ограничение свободы человека, не предлог для ущемления его прав, а приведение жизни народов в гармонию с Творцом и Его творением!

Мы, православные христиане, убеждены, что человек не может жить в мире, спокойствии и счастье, если в социуме нет общих и обязательных для всех нравственных ценностей, основанных на издревле данных людям Творцом заповедях, которые всемерно поддерживаются обществом и государством.

Свобода как ценность не реализуема вне ответственности, которую добровольно берет на себя свободный человек. Этот выбор может быть связан и с другими различными религиозными мировоззрениями, но он всегда обусловлен универсальным нравственным императивом.

Разрушение и подмена базисных нравственных ценностей – вот одна из угроз современному человечеству.

Культура, искусство а, особенно, кинематограф разных стран находятся под страшным прессингом массовой культуры современного "голивудского толка", утрачивают свою самобытность.

Несмотря на прогнозы Фукуямы, данные в конце 80-х – начале 90-х годов прошлого века, гармония общества не состоялась и Мир не изменился к лучшему.

А причину я вижу в том, что при бурном развитии военных и гражданских технологий, выходе на новый уровень информатизации и коммуникации, к лучшему не меняется главное – сам человек. Поэтому так важно научиться воспитывать ЧЕЛОВЕКА, опираясь на уже неоднократно упоминавшиеся мной духовно-нравственные ценности – добра, любви и красоты в неразрывной связи Бога и человека.


Все  мы - разные, и в этом наше богатство. Все мы стремимся к созиданию и добру – и в этом смысл нашей жизни. Вы, приехавшие в Россию и Сочи на Фестиваль - все ищете правды и справедливости - и в этом Ваша сила!
При всей разности наших культур, народов и их художественного выражения мы имеем одинаковое нравственное чувство, очень близкое чувство красоты и гармонии, у каждого из нас есть голос совести, который еще именуется голосом Бога в каждом человеке. В нравственном учении различных религиозных традиций мы видим совпадение, апелляцию к совести человека, которую мы, христиане, называем голосом Божьим в наших сердцах.

«Не делай другому того, чего не хочешь, чтобы делали тебе» - этот универсальный нравственный императив звучит во всех религиях Мира, где есть поклонение Богу: Творцу Мира и человечества.

Аксиоматика мировых религий различна, догматические учения разные, но как только мы переходим на нравственный уровень, как только говорим о необходимых базисных условиях мирного и созидательного человеческого бытия, когда мы видим гармонию линий архитектуры и искусства, гармонию звуков в музыке, то различные религиозные и эстетические традиции демонстрируют удивительное согласие в этих базовых ценностях! Это согласие - есть отображение единства нравственной природы человека, стремящегося от тьмы - к Свету, от зла - к Добру!

В культуре всех народов существует понятие положительного героя. В изобразительном искусстве, в литературе, в кинематографе злодей не может быть примером для подражания. Даже там, где герой-злодей изображен привлекательно, силы добра все равно одерживают победу, а он терпит крах и получает заслуженное осуждение.  

Но в последние годы в массовой культуре и, особенно, кинематографе, произошли большие и изменения: во-первых, из большинства фильмов-саг изъято само понятие Бога и отсутствует вера в будущую жизнь души, в неотвратимое воздаяние за добро и за зло, а во-вторых в них если и есть положительные герои, то-они какие-то половинчатые и не совсем уж добрые, да и отрицательные персонажи, хоть и бывают омерзительны, но как бы призваны лишь вызывать сочувствие и сожаление…

Можно сделать твердый вывод: в современном кинематографе, архитектуре и искусстве СОЗНАТЕЛЬНО стираются грани добра и зла!    А раз они стираются в искусстве, значит они исчезают и в душах миллионов людей, большинство из которых – молодежь!

Что же делать? Ответить на этот вопрос нелегко. Нужно начать с главного:    

Моральные императивы оказывают самое прямое и благотворное влияние на жизнь не только молодого человека, но и общества, государства, на международные отношения. Значит эти базисные вещи должны вернуться в нашу жизнь и не только Закон должен ее определять!

Изменить Мир к лучшему может не развитие науки и технологии, а развитие САМОГО ЧЕЛОВЕКА!

Нет никаких оснований полагать, что внутренний мир человека, мотивация его поступков не имеют никакого значения, что они попросту никому не интересны вне его частной жизни! Якобы главное, чтобы человек следовал Закону, а остальное — вторично.

Это и есть "ловушка римского права", обман, в котором торжествуют часто не мораль и правда, а хитрость и лукавство. Подлинная ценность бытия человечества, развития культуры и искусства раскрывается тогда, когда они опираются на нравственное чувство человека и совпадают с голосом Бога в человеке.

Закон, теряющий связь с нравственной природой человека, не вызывает отклика в сердце и становится бесполезен или даже вреден для человеческого общества. Такой «Закон», как во времена Древнеримских императоров Нерона и Калигулы может начать «оберегать» пороки и в конечном итоге привести к моральной деградации общества. 

Сегодня отрыв массовой культуры и даже Закона от морали и нравственности приводит к тому, что — пожалуй, впервые в истории человечества — нормой признается то, что традиционно считалось нарушением нравственных установлений. Здесь я имею ввиду то, против чего солидарно борются все традиционные религии мира: насильственное навязывание гомосексуализма, однополых браков и открытое отрицание Бога, как норму социальной и культурной жизни общества. Страшным становится то, что большинство молодых людей, придерживающееся традиционных ценностей, уже не имеет никакого права возразить зарвавшемуся и агрессивному меньшинству. Закон здесь становится орудием в руках темной и разрушительной силы, которая все больше сейчас захватывает Запад.

Только опираясь на совесть человека, чувство красоты и духовно-нравственные ценности, как  основу всех главных мировых религий человечество может идти путем позитивного развития.

В межрелигиозном диалоге последних десятилетий представители разных религиозных традиций познают универсальную нравственную ценность разных религий, преодолевают недоверие, сообща выступают против радикализма, отстаивают позицию по вопросам, имеющим моральное измерение, в том числе и в вопросах экологии, культуры, архитектуры и искусства.

Состоявшаяся в феврале 2016 года историческая встреча Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с папой Римским Франциском стала примером единства позиции по вопросу традиционной семьи, по вопросу борьбы с терроризмом и псевдорелигиозным экстремизмом. Предстоятели Церквей сообща выступили против преследования христиан на Ближнем Востоке и в Северной Африке. Эта встреча, а также реакция на нее политических и общественных лидеров, продемонстрировали на практике необходимость открытого диалога для утверждения нравственного начала и традиционных ценностей доброжелательства и гармонии в современном мире.

Живой отклик во всей нашей Церкви вызвала тяжелая гуманитарная ситуация в Сирии, наши прихожане организовали сбор и доставку помощи жителям этой страны, как христианам, так и представителям других общин. В этой работе принял участие и храм священномученика Климента, папы Римского, в котором я несу свое пастырское служение. Благодаря братской поддержке России сирийскому народу в Сирии удалось избежать страшного кровопролития.
Мне, как духовнику Фонда св. Апостола Павла в середине 2000 -х годов довелось участвовать в создании памятника св. Апостолу Павлу и двух монастырей в Каукабе и Маалюле. К сожалению, сегодня многое разрушено и поругано теми, кто вместо нравственного начала, поставил во главу угла нетерпимость и ненависть, а вместо Всевышнего Бога, милостивого и милосердного, - убийцу и ненавистника человеческого рода - диавола.

Страшно человечеству дальше идти по ложному пути. В конце такого пути – зияет неизбежная пропасть.

Поэтому я предлагаю Вашему вниманию альтернативу: русская христианская цивилизация как раньше, так и сейчас несёт всему Миру идею со-творчества человека с Богом в созидании.

Развивая эту великую мысль я говорю вам: главной парадигмой нашего с вами будущего - не голливудского - иллюзорного и лживого, рисующего нам земные утопии и марсианские картинки, а ИСТИННОГО будущего Земли должны стать: прекращение хищнической эксплуатации природных ресурсов, в том числе нефти и газа, прекращение загрязнения источников воды и воздуха, запрещение всех видов оружия массового уничтожения: созидание экологической цивилизации на принципах гармонии Бога и Человека, возделывание прекрасного Божиего сада - Земли! Напоминаю: это было заповедано первому человеку - Адаму в Раю еще до его грехопадения.

В этом со-работничестве Богу и в гармонии с Природой полноценно разовьется и гармония человеческого бытия в науке и технологиях, в  архитектуре, искусстве, музыке и, что пожалуй самое главное, - произойдет становление самого Человека с большой буквы.

Дорогая молодежь и студенты, участники Фестиваля! Перед Человечеством стоит огромное количество задач, которые ждут своего решения.
Но огромная предстоящая ВАМ созидательная работа может состояться только тогда, когда ВЫ, молодежь, независимо от религий и национальностей глубоко осознаете необходимость воспитания в себе своей личной культуры и нравственности и возьмете на себя ответственность за этот прекрасный, но такой хрупкий Божий Мир, который, как священный Дар теперь передается в ВАШИ руки!

Спасибо за внимание!

21.10.2017, 2604 просмотра.

Храм священномученика Климента папы Римского в Замоскворечье
119017 Москва, ул. Пятницкая, 26, стр.1
e-mail: sanklemente2014@yandex.ru
Телефоны: +7 (495) 953-02-36; +7 (963) 770-67-27  (с 10-00 до 19-00).



Азбука веры

Разработка сайта: Григорий Малышев. Система управления сайтом HostCMS