Святитель Спиридон Тримифунтский - новая икона для нашего храма (фотоотчет, этапы создания иконы).
Образ святителя Спиридона Тримифунтского написан для иконостаса трапезной части храма. Высота иконы почти два метра. Иконописец - Евгения Видяпина (выпускница факультета Церковных художеств Свято-Тихоновского Богословского Университета).
Спиридон Тримифунтский еще при жизни был великим чудотворцем. Он исцелял неизлечимо больных, врачевал как телесные, так и душевные недуги, изгонял бесов и даже воскрешал мертвых. Особым даром св. Спиридона Тримифунтского была власть над силами природы. Происходил Спиридон Тримифунтский из простого крестьянского рода, он был обычным пастухом, и поэтому на иконах св. Спиридон изображается в пастушьей шапке. Не имея никакого образования, он от природы имел здравый ум и светлую душу.
Благодарим всех наших прихожан , кто внес свою лепту для написания этого святого образа!
Читать подробнее про святителя Спиридона ...
ЭТАПЫ СОЗДАНИЯ ИКОНЫ:
1. Разработка рисунка.
На этом этапе художник изучает и анализирует имеющиеся иконографические подлинники разные по времени и по стилю и формирует на их основе необходимый сюжет.
2. Доска.
Как правило, для изготовления основания иконы используются такие породы дерева, как липа, сосна, ель, на юге – кипарис. Для предохранения доски от коробления делаются специальные шпонки. Если доска не цельная, то она должна быть собрана из отдельных досок и очень хорошо проклеена натуральным клеем. После склеивания и высыхания в икону врезаются шпонки.
3. Грунтовка доски.
Когда доска готова, мастер приступает к грунтовке, левкашению, на доску наносится левкас. На поверхность доски, пропитанную клеем, наклеивается павалока – кусок льняной или хлопчатой ткани. Предварительно ткань замачивают в клее и лишь после этого приклеивают на доску. Доска должна после этого хорошо просохнуть. Следующим шагом становится нанесение левкаса, основой которого является известняковый мел. Мел предварительно просеивается до чистого состояния. Левкас готовится из клея, воды, мела, при помощи тепловой обработки, варения. Выстоянный левкас в течение суток пригоден для нанесения на саму доску. Количество слоев достигает пятнадцати. Мастер должен следить за тем, чтобы слои были тонкие и ровные. После третьего слоя левкас выравнивают пемзой или шкуркой.
4. Рисунок.
Следующим этапом является рисунок. Рисунок исполняется кистью или углем по просохшему левкасу. Таким способом пользовались древние мастера и пользуются до сих пор некоторые мастера, имеющие за плечами богатый опыт иконописания. В большинстве случаев иконописец пользуется прорисями. Прорись – это переводимый через кальку рисунок, который выполняется на бумаге, а затем переводится на доску.
5. Золочение.
Далее мастер приступает к золочению. Рисунок процарапывается по контуру, левкас, который окажется под золотом, тщательно полируется. Мастер со всей аккуратностью работает с хрупкими листками сусального золота. Золото может отличаться в цветовых оттенках, в зависимости от примесей другим металлов и пробы.
6. Эмульсия.
Приготовление эмульсии производится с применением желтка куриного яйца. Краски, затертые на желтке, не смываются водой. Используются также активные эмульгаторы масел, чтобы вода и масло не отделялись друг от друга. В качестве разбавителя подходит хлебный квас, сухое белое вино или разбавленный винный уксус.
7. Краски.
В иконописи мастер изготавливает краски зачастую сам из природных минеральных пигментов, но также может использовать и современные пигменты химического производства. Пигменты измельчаются, перетираются, и добавляется эмульсия. Когда краски готовы, мастер переходит непосредственно к живописи.
8. Живопись.
Для иконописи характерна многослойная, лессировочная техника последовательной живописи. Каждый из уровней, этапов прописывания имеет свое богословское значение.
Первый этап — "роскрыш" — раскрывание, раскладка всех цветов на доске иконы, как основных, так и подложек. Подложка — это цвет который иногда наносится по основной — как, например, желтая подложка под золотом. Получается раскрытая икона.
2 ОКТЯБРЯ - ОЧЕРЕДНОЙ ЭТАП РАБОТЫ НАД ИКОНОЙ
9. Олифа или лак.
После всех проведенных работ икона покрывается олифой или лаком для защиты иконы от влаги, пыли, а также для укрепления красочных слоев и улучшения цвета.
ЗАКОНЧЕННАЯ ИКОНА В ИКОНОСТАСЕ (13.02.2018 г.)