Икона "Явление Ангела сотнику Корнилию" из центрального иконостаса. Фотоотчет о реставрации.
Благодарим всех наших прихожан, кто внес свои пожертвования на благоукрашение храма! Также, просим Вашего участия для продолжения работ по реставрации. В центральном иконостасе еще много икон находящихся в аварийном состоянии и требующих срочного проведения реставрационных работ.
В настоящее время планируется продолжить работы по реставрации сюжетных икон из серии "Деяния святых апостолов".
Закончилась реставрация иуоны "Явление Ангела сотнику Корнилию". (Деян. 10: 3.), вторая половина 1760-х годов. Икона под записью конца XIX века. До начала ХХ-го века еще не было доступных методик для снятия поверхностных загрязнений (копоти и пр) и восстановления потемневшей живописи, поэтому обычно местные художники заново переписывали икону прямо по старой краске. Сейчас, благодаря новейшим достижениям научной реставрации появилась возможность не только удалять потемневшую олифу, но и снимать слой поздней живописи, чтобы икона смогла вновь обрести свой первоначальный вид.
В нашем храме иконы имеют, как правило, только один поздний слой записи (конца XIX века, когда была проведена первая серьезная реставрация), а на некоторых более древних иконах может присутствовать даже до десяти слоев.
Икона находилась в сильно поврежденном состоянии, на ней было много утрат, поэтому работа по реставрации являлась очень сложной и кропотливой:
Работа с деревянной основой:
Расчистка поверхности от загрязнений;
Склеивание трещин;
Выравнивание плоскостей;
Подклеивание отслоений массива дерева;
Зареивание трещин с лицевой и тыльной стороны;
Нанесение защитного воскового покрытия.
Работа по живописи:
Удаление поверхностных загрязнений;
Укрепление грунта и красочного слоя;
Удаление покрывного слоя;
Удаление поздних записей;
Подведение реставрационного грунта;
Тонировки живописи;
Полирование подведенного грунта и утрат красочного слоя;
Покрытие реставрационным лаком.
Сильные повреждения красочного слоя и грунта.
Нанесение специального растворителя для размягчения верхнего слоя краски.
Такой компресс под стеклом должен постоять не менее двух часов.
Затем, с помощью скальпеля и ватного тампона происходит удаление размягченного красочного слоя.
В правой части иконы открывается исторический голубой фон и розовые облачения сотника.
При записи художник изменил одежду (см. левую неразмытую половину) - добавил длинные лиловые рукава под доспехами.
Запись XIX века в верхней части. Внизу под записью открывается подлинная живопись.
При записи художник немного изменил композицию - раньше рука лежала на книге, затем стала указывать на сотника.
Тыльная сторона иконы со следами ручной обработки доски.
+++