Полезная информация Сщмч. Климент О храме Духовенство Расписание Богослужений Новости Фото Видео Помощь храму
27.03.2016

Неделя 2-я Великого поста. Свт. Григория Паламы.

“Каждый думает о том, как изменить мир, но никто не думает о том, как изменить сперва себя самого”, – сказал когда-то Лев Толстой. Эта желаемая всеми перемена не может наступить сама собой,  магически, мановением волшебной палочки. Она может осуществиться только благодаря решимости нашей воли и при помощи божественной благодати. Прекрасные примеры того, что может сделать благодать с людьми, дают жития святых.

Чествуемый сегодня святитель Григорий Палама жил и действовал в критический для Балкан ХІV век. Он был архиепископом Салоник и именно благодаря ему мистическое и аскетическое учение исихазма было воспринято Восточной Церковью. Мощи св. Григория остались после его смерти совершенно нетленными. Несколько лет тому назад и я удостоился счастья лицезреть их. В то время как мощи многих святых ссохлись, потемнели или от них остались только кости, его тело сохранилось настолько свежим, что кажется, что он упокоился несколько минут тому назад.

Исихазм основан на Священном Писании и Предании. Он учит, что сущность Бога невыразима и непознаваема. Бог творит и промышляет о мире посредством Своих благодатных энергий. Благодать – это не некий материальный дар, полученный нами от Бога, Который Сам по Себе остается чуждым и иноприродным по отношению к нему. Св. Григорий учит, что благодать – это и есть Сам Бог, связующий нас посредством Своих энергий со Своей божественной природой, делающий нас богами по приобщению.

Западные богословы полагают, что благодать есть только Божий дар, но не Сам Бог. Таким образом они вырывают пропасть между Богом и человеком, между Создателем и тварью. Какими бы драгоценными ни были дары Божии, они остаются тварными и люди могут соединиться с Богом только в любви и благодарности. Это мнение, однако, совершенно ошибочно. Опыт Церкви учит нас, что благодать – это и есть Сам Бог, Который дает Себя людям.

“Кто соединяется с Господом, становится одним духом с Ним” (1 Кор. 6:17). Метафизическое единение Бога и человека, теосис, которого жаждет душа, невозможно сравнить ни с чем. Новый Завет пользуется множеством сравнений – это и дом, и его обитатель, лоза и ветви, тело и его члены. Но рано или поздно дом остается пустым, лоза высыхает, тело умирает. Все эти сравнения неполны и ограничены. Не такова подлинная реальность. Людям, которые живут во Христе и Христом, Он дает все и делается всем для них. Как говорит видный представитель исихастской традиции св. Николай Кавасила: “Господь Иисус Христос обновляет спасительно души. Им они возрастают. Он питает их. Он – их свет и их дыхание… Он просвещает их и в конце концов является им, дабы они могли лицезреть Его”.

Когда Великим Постом перед нашим взором проходят образы великих святых прошлого, мы должны помнить, что они были не только людьми, озаренными и очищенными Богом, но и людьми, приявшими в себя Бога. Их можно сравнить с раскаленным железом в кузнечном горне, которое приемлет огонь, не изменяя свою природу. Святые – это прообраз того, к чему будет призвано все человечество, вся земля, все твари тогда, когда, по слову апостола Павла, Бог будет всем во всем (1 Кор. 15:28). Как Бог, будучи Любовью, любит всех одинаково, так и сердца истинных боголюбцев открыты для всей вселенной. Св. Григорий Палама попал в плен к туркам в Малой Азии, вел дискуссии с их учеными богословами и отзывался положительно о сильной вере и молитве иноверцев. Прежде чем выйти на арену римских амфитеатров, чтобы быть разорванными львами, древние христиане приветствовали друг друга словами: “Дай кровь и прими дух!” Если мы покажем, что обладаем верой, желанием и силами, Бог увенчает успехом наши великопостные труды в Его славу.

Архимандрит Павел (СТЕФАНОВ).
(источник: http://ru.pravoslavie.bg)

Читать другие статьи на "Православие.ру"

27.03.2016, 1959 просмотров.

Храм священномученика Климента папы Римского в Замоскворечье
119017 Москва, ул. Пятницкая, 26, стр.1
e-mail: sanklemente2014@yandex.ru
Телефоны: +7 (495) 953-02-36; +7 (963) 770-67-27  (с 10-00 до 19-00).



Азбука веры

Разработка сайта: Григорий Малышев. Система управления сайтом HostCMS