Вадим Прокопенков – ктитор Свято-Климентовского мужского монастыря в Инкермане, председатель Севастопольской региональной общественной организации «Наследие святого Климента Римского». О священномученике Клименте – апостоле от семидесяти и папе Римском, – его чудесах, почитании на Руси в прошлом и настоящем, о том, какое отношение этот Римский святитель имеет к богослужению на славянском языке, об обретенных мощах и потерянных святынях Севастополя – наша беседа с Вадимом Прокопенковым.
– Священномученик Климент был одним из первых христианских проповедников в современных русских землях. Что известно о его пребывании в Херсонесе?
– Святой Климент Римский был сослан в Крым – в северную часть Римской империи. Историки, с которыми мы часто общаемся, высказывают различные, порой весьма скептические, мнения о точном месте его ссылки. И это понятно: речь идет о I веке.
– То есть доподлинно не знают, где отбывал каторгу святой Климент?
– В некоторых источниках говорится, что он добывал мрамор в каменоломнях, а его залежи есть в окрестностях Балаклавы. Но мы не исключаем его пребывание в Инкермане – в инкерманских каменоломнях. Потому что издревле именно там добывали камень, хотя он и был мягкий, не очень прочный. Тем не менее, мы соотносим место каторги святителя Климента с древней Инкерманской долиной и пещерными комплексами.
– Каким был Херсонес в I веке?
– Херсонес, основанный переселенцами-греками в V в. до Р.Х., был языческим городом. Вокруг была дикая местность, шли войны со скифами.
Это сегодня для нас Крым – курорт, море, солнце. Но тогда это было место ссылки непокорных и неудобных
Но, прибыв сюда, Климент Римский обнаружил здесь христиан – тех, кто за свои убеждения был сослан, как и он, на каторгу. Это сегодня для нас Крым – курорт, море, солнце. Но тогда это было место ссылки непокорных и неудобных императорской римской власти.
– В этих местах ведь проповедовал и апостол Андрей Первозванный…
– Да. И хорошо, что вы вспомнили об апостоле Андрее Первозванном – первом апостоле от двенадцати. Апостол Андрей пришел именно сюда, на землю Херсонеса – Корсуни, примерно в 50–60-е годы от Р.Х. Климент Римский прибыл в 80-е годы – буквально через два десятилетия после проповеди апостола Андрея. Семена христианства здесь были уже посеяны, и, по Промыслу Божию, священномученик Климент был послан именно сюда не случайно. Ведь он многократно умножил число христиан, обратив ко Христу многих и многих. В его житии написано, что он крестил до 500 человек в день, устроил около 75 церквей. Эта цифра – 75 церквей – некоторых смущает. Но ведь речь идет, скорее всего, не о построенных церквях, а о приходах, возможно – и о небольших пещерных комплексах, которые использовались для богослужений. В Инкерманской долине очень много подобных пещер, в которые позже – уже в VIII веке – прибыли монахи из Византии, бежавшие от иконоборчества.
– А есть места и храмы, о которых точно можно сказать, что да, здесь молился священномученик Климент?
– Думаю, что это все-таки вопрос веры. Единственное место, которое традиция напрямую связывает с Климентом Римским, – это Инкерманский пещерный монастырь, где сохранились три удивительных пещерных храма. Они очень древние. Первый – во имя апостола Андрея Первозванного. Именно он, по преданию, был вырублен руками Климента. Храм очень маленький, буквально два на три метра. Очень трогательный. Дальше в скале есть кельи монахов, которые с первых веков христианства закрывались в них, чтобы подвизаться в отшельничестве. Второй храм – во имя Мартина Исповедника: он был освящен так уже позже. Ну и, конечно, храм во имя самого священномученика Климента.
Рядом есть озеро святого Климента и источник. Удивительна история этого озера – кстати, есть документальный фильм «Озеро святого Климента», интересный и познавательный.
– А что это за история?
Стояла такая задача – весь камень из скалы выбрать и стереть с лица земли пещерный монастырь
– Когда святой Климент прибыл на каторгу, то главной проблемой для тех, кто страдал и трудился здесь, была вода. И святитель, видя мученичество многих ссыльных каторжан – и язычников, и христиан, – открыл источник. Ему явился Агнец Божий и стукнул копытом именно там, где должна быть вода. Этот святой источник существовал на протяжении веков – вплоть до нашего времени. В 1960-х годах Инкерманское управление по добыче камня начало разрабатывать в этих местах карьер – выбирать огромные пласты, продвигаясь в сторону Свято-Климентовской обители. Даже поговаривают о том, что стояла такая задача – потихоньку всю скалу выбрать и стереть с лица земли монастырь. И вот рабочие, начав приближаться к пещерным храмам, случайно перебили жилу источника святого Климента, так что буквально за одну ночь карьер был затоплен – образовалось озеро, на дне которого так и осталась техника. Жертв не было, но разработка камня остановилась. Получается, что источник спас эти древнейшие пещерные храмы.
– Потрясающе! Святой Климент вообще связан с водой – и погиб от воды, и мощи его были обретены с помощью воды. Не могли бы вы напомнить, как это случилось?
– Как известно, священномученик Климент был утоплен в море, будучи привязанным к якорю. И в последующие семь веков в день его памяти происходило чудо: море отступало, и люди в течение целой недели могли пройти крестным ходом и поклониться его могиле – «подводной церкви» Климента Римского.
В Севастополе, кстати, есть островок в Казачьей бухте, где стоит бригада морской пехоты, – он решением органов власти официально назван в честь святого Климента. Удивительный островок, здесь археологи довольно давно уже работают. Островок совсем небольшой, на нем установлен якорь в память о священномученике. По одному из преданий, святой Климент был утоплен недалеко от этого места.
К IX веку о святом Клименте забыли. Когда в Херсонес прибыли славянские просветители Кирилл и Мефодий, они спросили у местного населения: «Где покоится священномученик Климент Римский?» – но ответа не получили. Кирилл решил разыскать мощи святого. Очень красочно говорится об этом: как Кирилл и Мефодий ночью с факелами шли к морю, как плыли на лодке, как долго молились – и вдруг открылись мощи Климента, было сияние, все косточки священномученика светились, «словно бисер», – так описывается это в известных сказаниях. Обретя мощи, Кирилл и Мефодий положили их в церкви Херсонеса. Был тогда праздник для всех жителей города. Это произошло в 861 году.
Позже, в 867 году, с частью мощей священномученика они прибыли в Рим. И папа Адриан II, который хотел было их казнить как еретиков за то, что они перевели Священные Книги на славянский язык, принял их. И разрешил богослужение на славянском языке!
– Потому что с ними были мощи святого Климента?
Именно благодаря мощам святого Климента происходит важнейшее событие – устанавливается богослужение на славянском языке
– Да! Сегодня очень мало людей знает об этой подробности – о том, что именно благодаря мощам святого Климента, ученика апостола Петра, происходит важнейшее историческое событие – устанавливается богослужение на славянском языке. Можно даже говорить о том, что начало нашего духовно-исторического кода оттуда. А об этом событии ничего нет – ни картин, ни гравюр. Наверное, пора придать ему соответствующее значение. Мы хотели бы, если появится финансовая возможность, сделать фильм о святом Клименте.
– Почему священномученика Климента очень почитали в Древней Руси?
– Фактически крещение князя Владимира и его дружины в 988 году в Корсуни происходило на мощах святого Климента. Более того: князь взял мощи святого Климента – его честную главу (большая часть ее сегодня хранится в Киево-Печерской Лавре) – и привез их в Киев. Так что первая святыня на Руси – это мощи священномученика Климента Римского. И последующее Крещение Руси происходит под его Небесным покровом. Святого Климента называют «общерусским ангелом-хранителем», «духовным покровителем Руси». И это мощи святого еще неразделенной Церкви (разделение произойдет, как известно, позже – в 1054 году). И это на какое-то время единственные мощи на Руси! В «Слове на обновление Десятинной церкви» (1032), которая была построена в Киеве в честь Успения Пресвятой Богородицы, о Клименте говорится как о «церковном солнце». Почитали его довольно долго – но появляются наши русские святые, и понемногу почитание Климента угасает.
– Где можно поклониться священномученику Клименту сегодня?
– В первую очередь в обители Климента – Инкерманском пещерном монастыре в Севастополе. Замечательный храм отреставрирован в Москве в Климентовском переулке. Ну и, конечно, в базилике Климента Римского в Риме.
– Какое значение святой мученик Климент имеет для Херсонеса и в целом для России?
– Огромное значение, и сегодня мы, как мне кажется, стоим только в начале пути по изучению его наследия. За последние два-три года мы провели много исследовательской работы. Представьте, что только в Англии более 50 церквей освящены в его честь. Больницы, клиники, колледжи, гостиницы, рестораны, даже автосервисы есть в честь святого Климента.
– Даже автосервисы посвящены святому Клименту?
– Да, на Западе такое возможно. В странах Европы есть стоматологические кабинеты в честь Климента, очень много медицинских учреждений.
– Что делает общество «Наследие святого Климента Римского» для того, чтобы память об этом столь значимом для Руси святом не затухала сегодня?
Удалось приобрести и мощи священномученика – купить.
– Купить мощи? Разве такое возможно? У частного лица или аббатства?
– У частных лиц. Покупка мощей, увы, возможная сделка. Мы приобрели их во Франции, перед этим, конечно, посоветовавшись с настоятелем Инкерманской обители. По одной из легенд, часть мощей Климента хранилась во Франции. И мы получили этот кусочек мощей, небольшой совсем, запаянный печатями сургучными. Когда связались с продавцом, спросили, почему он продает. Он объяснил: у католиков это допустимо и принято: наберите в интернет-поисковике «Купить мощи» – увидите сами.
Мощи святого Климента – редкость, поэтому мы их приобрели. Но главное – чтобы не допустить их поругания. Конечно, в глубине души всё восстает против торговли святынями. И стыдно, когда мощи святого – тем более такого святого – продаются. Но повторю: мы их приобрели, чтобы уберечь от поругания.
– Это благородно. Вы упомянули о выставке. А какова ее цель?
– Такая выставка очень важна для Севастополя. Ведь этот город – особенный. Это город с коммунистическим прошлым, здесь очень много отставных военных, которые не интересовались христианством и мало что знают о нем. Хотя греческий перевод названия города – Севастополь – «город священный, достойный поклонения».
У многих горожан укрепилось представление, что поклоняться нужно героическим страницам истории Севастополя – обороне в Крымскую войну, в Великую Отечественную. Это очень важно, конечно, но… Никто не задается вопросом: а почему Екатерина Великая именно так назвала город? Да потому что священный и достойный поклонения великим христианским святыням, которые здесь были, великим событиям первых веков христианства. Апостольская кафедра здесь была заложена Климентом Римским в I веке! А сколько здесь было чудесных явлений святого Георгия!
Сейчас на месте некрополя святых – неухоженная территория. А ведь это важнейший объект для паломничества!
Поэтому мы и организовали выставку. Одна из ее целей – привлечь внимание горожан и молодежи к этим страницам истории города, чтобы люди задались вопросом: «Ого! А что, в Севастополе есть некрополь святых?» А это там, где был погребен 74-й папа Римский Мартин Исповедник – в храме Богородицы Влахернской, увы, разрушенном. Сейчас на месте некрополя святых – неухоженная территория. А ведь это важнейший объект для паломничества, для историко-культурного туризма. В нашем городе есть храмы V века с монограммой Христа! А они сегодня заброшены и забыты.
Еще в XIII веке путешественники называли Херсонес Климентовым градом. Почитание Климента здесь сохранялось, потому что семь с половиной веков «чуда Моисеева», когда «море отходило», отложилось в памяти людей. Нам надо восстановить это почитание, эту историческую память.