14.07.2015
Зачем мы приходим в храм? Несколько диалогов ...
«… молясь, не говорите лишнего,
как язычники, ибо они думают,
что в многословии своем будут услышаны;
не уподобляйтесь им,
ибо знает Отец ваш, в чем
вы имеете нужду,
прежде вашего прошения у Него.»
(Мф.6:7-8)
как язычники, ибо они думают,
что в многословии своем будут услышаны;
не уподобляйтесь им,
ибо знает Отец ваш, в чем
вы имеете нужду,
прежде вашего прошения у Него.»
(Мф.6:7-8)
Кому поставить свечку?
- Скажите, пожалуйста, вот у меня проблемы в жизни, кому свечку поставить?
- Богу поставьте и помолитесь.
- Да причем здесь Бог, я же Вас по-человечески спрашиваю, какой иконе свечку ставить?
- Так я Вам и говорю, Вы Богу помолитесь и Ему свечку поставьте.
- Я не за этим сюда пришла, мне сказали свечку иконе поставить надо.
Этот диалог не выдумка, а печальный момент нашей современной духовной жизни. И вполне возможно, что многим священникам приходилось быть свидетелями аналогичной ситуации. Человек приходит в храм свечку поставить, и сколько таких людей проходит за день…
Но вот с Богом этот человек в храме так и не встретился. К сожалению, формальный подход к духовной жизни стал нормой в нашем обществе. И даже свеча, призванная являть нам наше внутреннее состояние, в котором мы должны приносить себя в жертву Богу, стала лишь механизмом для решения житейских вопросов.
Подобный формализм коснулся многих моментов духовной жизни человека. Это выражается и в том, как человек подходит к Таинствам Церкви, как молится и куда устремляет свою духовную жизнь. В наше время, когда общество устремилось в погоню за западным потребительским комфортом и удобством жизни, современный человек пытается этот комфорт перенести и в духовную сферу. Когда по одному мановению будут решаться все его проблемы: свечку поставил – и все хорошо.
И на этой почве стала складываться даже целая традиция: этому святому свечку за здоровье, другому – за удачное замужество. Большое распространение получили различные молитвы святым от порчи, сглаза, для успехов в торговле, от зубной боли, молитвы задержания, молитва о получении дара прозорливости, молитва об урожае огурцов Равноапостольному Константину императору Константинопольскому и много всего прочего.
- Скажите, пожалуйста, вот у меня проблемы в жизни, кому свечку поставить?
- Богу поставьте и помолитесь.
- Да причем здесь Бог, я же Вас по-человечески спрашиваю, какой иконе свечку ставить?
- Так я Вам и говорю, Вы Богу помолитесь и Ему свечку поставьте.
- Я не за этим сюда пришла, мне сказали свечку иконе поставить надо.
Этот диалог не выдумка, а печальный момент нашей современной духовной жизни. И вполне возможно, что многим священникам приходилось быть свидетелями аналогичной ситуации. Человек приходит в храм свечку поставить, и сколько таких людей проходит за день…
Но вот с Богом этот человек в храме так и не встретился. К сожалению, формальный подход к духовной жизни стал нормой в нашем обществе. И даже свеча, призванная являть нам наше внутреннее состояние, в котором мы должны приносить себя в жертву Богу, стала лишь механизмом для решения житейских вопросов.
Подобный формализм коснулся многих моментов духовной жизни человека. Это выражается и в том, как человек подходит к Таинствам Церкви, как молится и куда устремляет свою духовную жизнь. В наше время, когда общество устремилось в погоню за западным потребительским комфортом и удобством жизни, современный человек пытается этот комфорт перенести и в духовную сферу. Когда по одному мановению будут решаться все его проблемы: свечку поставил – и все хорошо.
И на этой почве стала складываться даже целая традиция: этому святому свечку за здоровье, другому – за удачное замужество. Большое распространение получили различные молитвы святым от порчи, сглаза, для успехов в торговле, от зубной боли, молитвы задержания, молитва о получении дара прозорливости, молитва об урожае огурцов Равноапостольному Константину императору Константинопольскому и много всего прочего.
Молитвословы, содержащие такие молитвы, являются своего рода «бестселлером», которые в миг расходятся среди верующих. Особенное удивление вызывают иконы, привозимые иногда благочестивыми прихожанами из паломнических поездок. На обратной стороне таких икон написаны просто «потрясающие» слова: икона для приобретения жилья, икона для умиротворения злого начальника. Самое удивительное, как быстро все это распространяется среди верующих.
Слухи о чудесах, исцелениях, пророчествах лжесвятых, непонятно откуда взявшихся старцах и старицах распространяются и запоминаются народом гораздо быстрее и увереннее, чем проповедь священнослужителя, призывающего к очищению своей души от грехов и страстей, о следовании к Богу.
Получается, что современная духовная жизнь человека сводится только к потребительской корзине и полному отсутствию понимания, что же происходит на самом деле. Есть все и на все случаи жизни, а душа, как же быть с душой, кто ее к Богу поведет?
Причина этого коренится в духовной неграмотности православных людей, даже тех, кто регулярно посещает храм. Потому что достаточно малое число людей действительно стремится к изучению основ Православного вероучения.
Зачем мы ходим в храм?
- Батюшка, а завтра будет служба?
- Да.
- И причаститься можно будет?
- Да, можно. А Вы готовитесь ко Причастию?
- Да, я и молитвы уже прочитала.
- А какие молитвы?
- Матушке Матронушке.
В принципе, когда человек обращается за молитвенной помощью к святому – это нормально. Но почитание святого не должно заменять Самого Бога. Это неправильно.
Святые – это наши сомолитвенники, помощники на пути к Богу. А не исполнители наших желаний. Их жизненный путь – это указание на то, что каждый человек может и должен прийти к Богу. Ведь не зря в древности, когда расписывались ликами святых стены храма, самый нижний ряд оставлялся пустым. Так как этот ряд должны заполнить те люди, которые приходят в храм.
Когда мы идем в храм, к Кому мы идем и зачем? Есть ли у нас осознанное понимание того, что происходит в храме во время Богослужения, понимаем ли мы смысл совершаемой службы? Чувствуем ли мы, что во время Божественной Литургии мы лицом к Лицу предстоим перед Богом? Где мысли наши, когда мы молимся? Идем ли в храм по привычке, поговорить, пообщаться, посудачить, новости узнать, встретить старых знакомых или просто на работу?
Традиция, которую нам предстоит вновь обрести
Я думаю, причина неосознанного подхода к духовной жизни кроется в том, что в силу определенных исторических событий традиция оглашения тех людей, которые желают стать членами Церкви, была утеряна. И сегодня, когда перед Таинством Крещения священник требуют от человека минимальных знаний Православной веры – это воспринимается если не с недовольством, то с чувством безысходности: деваться некуда, придется учить.
- Вы представляете, меня отказались крестить!
- А как это произошло?
- Да там батюшка такой, он меня вопросами завалил!
- И что же он спрашивал?
- Сначала про какие-то заповеди, а потом еще молитвы спросил. А когда узнал, что я креститься не умею, он меня еще учить вздумал!
Если бы человек только осознавал, к какому ответственному моменту своей жизни он подходит, когда совершается Таинство Крещения!.. Многие, наверно, слышали в чине общей исповеди упоминание такого греха как не сохранение обетов, данных при Святом Крещении. Что это за обеты, кто знает?
В чине оглашения, который совершается непосредственно перед самим Крещением, как раз эти обеты и даются. Это отречение от сатаны и сочетание со Христом. В чем они выражаются? Отречение от сатаны – это отречение от того, что является злом, грехом; отречение от совершения греха. Сочетание со Христом – это обещание Богу изменить свою жизнь, наполнить ее смыслом и благодатью Божией.
Знания основ Православного вероучения должны быть не только у тех, кто только собирается приступить к Таинству Крещения, но и у тех, кто ранее – по своей ли вине, или по вине обстоятельств – этих знаний не получил. Каждый, кто именует себя православным христианином, должен знать основы Православия. И начинаться изучение своей веры должно не с чудес, которые совершали святые, а со слов Господа нашего Иисуса Христа, с Евангелия.
Когда мы идем в храм, к Кому мы идем и зачем? Есть ли у нас осознанное понимание того, что происходит в храме во время Богослужения, понимаем ли мы смысл совершаемой службы? Чувствуем ли мы, что во время Божественной Литургии мы лицом к Лицу предстоим перед Богом? Где мысли наши, когда мы молимся? Идем ли в храм по привычке, поговорить, пообщаться, посудачить, новости узнать, встретить старых знакомых или просто на работу?
Традиция, которую нам предстоит вновь обрести
Я думаю, причина неосознанного подхода к духовной жизни кроется в том, что в силу определенных исторических событий традиция оглашения тех людей, которые желают стать членами Церкви, была утеряна. И сегодня, когда перед Таинством Крещения священник требуют от человека минимальных знаний Православной веры – это воспринимается если не с недовольством, то с чувством безысходности: деваться некуда, придется учить.
- Вы представляете, меня отказались крестить!
- А как это произошло?
- Да там батюшка такой, он меня вопросами завалил!
- И что же он спрашивал?
- Сначала про какие-то заповеди, а потом еще молитвы спросил. А когда узнал, что я креститься не умею, он меня еще учить вздумал!
Если бы человек только осознавал, к какому ответственному моменту своей жизни он подходит, когда совершается Таинство Крещения!.. Многие, наверно, слышали в чине общей исповеди упоминание такого греха как не сохранение обетов, данных при Святом Крещении. Что это за обеты, кто знает?
В чине оглашения, который совершается непосредственно перед самим Крещением, как раз эти обеты и даются. Это отречение от сатаны и сочетание со Христом. В чем они выражаются? Отречение от сатаны – это отречение от того, что является злом, грехом; отречение от совершения греха. Сочетание со Христом – это обещание Богу изменить свою жизнь, наполнить ее смыслом и благодатью Божией.
Знания основ Православного вероучения должны быть не только у тех, кто только собирается приступить к Таинству Крещения, но и у тех, кто ранее – по своей ли вине, или по вине обстоятельств – этих знаний не получил. Каждый, кто именует себя православным христианином, должен знать основы Православия. И начинаться изучение своей веры должно не с чудес, которые совершали святые, а со слов Господа нашего Иисуса Христа, с Евангелия.