Выступление нашего настоятеля о. Леонида на радио "Радонеж"
В прямом эфире протоиерей Леонид Калинин, настоятель храма священномученика Климента Папы Римского в Замоскворечье. Декабрь 2013 г.
Добрый вечер, дорогие слушатели радио «Радонеж». Сегодня в прямом эфире протоиерей Леонид Калинин, настоятель храма священномученика Климента Папы Римского в Замоскворечье. Вы можете звонить по телефону и задавать свои вопросы.
Я вас сердечно приветствую.
... Я хочу сказать, что в древней Руси святитель Николай и священномученик Климент Папа римский как раз были самыми чтимыми святыми. К ним еще можно добавить святую Параскеву Пятницу, покровительницу всего женского рода. Поскольку она была мученицей, святой и очень чтимой во всех славянских храмах. Но вот память священномученика Климента, которая была недавно в воскресный день 8 декабря, по старому стилю- 25 ноября, собрала в наш храм в Замоскворечье огромное количество народу.
Мы, конечно, не могли подсчитать точно, но я думаю, что около полутора тысяч человек пришли в храме на праздничную литургию. Я не говорю уже о всенощной и о дальнейшем дне памяти святого Климента Папы римского. Это все было удивительно торжественно и радостно. Потому что храм, которому мы посвятили много времени и сил, любви, трудов, наконец, предстает во всем своем великолепии. Конечно, можно сказать, что еще много следует сделать, очень много. Но самое сложное, самое тяжелое, самое неподъемное удалось преодолеть. И этот праздник, в который по благословению Святейшего Патриарха совершалась архиерейская служба, первая архиерейская служба в главном алтаре. Совершил ее первый викарий Святейшего Патриарха Кирилла архиепископ Арсений, глава центрального и южного викариатств города Москвы. Наш молитвенник, наш покровитель. Человек, которому мы духовно доверяем, и поэтому было радостно, что эта служба была не только нам экзаменом и проверкой со стороны строгого начальства, но и большой радостью духовного общения и подлинной благодати, которую ничем не возможно ни заменить, ни купить, ни каким-то образом стяжать, если Господь ее не даст.
Эту удивительную благодать божию прочувствовали буквально все и каждый, кто был на этой службе. Об этом мне говорили десятки людей с огромной благодарностью, хотя мне как настоятелю, конечно, всегда следует говорить, что не мои заслуги причиной этому, а прежде всего милость божия и заслуги множества людей, которые были моими ближайшими и дальними помощниками. И вам даже, дорогие радиослушатели, которые молились за нас. Которые приносили и приносят свои пожертвования в храм. Это все вместе, как множество нитей, соткало такой удивительный ковер, удивительную красоту этой службы и поистине духовный праздник, которым обернулся этот священный для нас день, как бы играя новыми гранями своего бриллианта, показался нам священномученик Климент.
Конечно, следует сказать, что какой-то храм или монастырь всегда имеет некие святыни особенного духовного значения. Это могут быть или мощи святых, или особо чтимые иконы. И наличие таких духовных святынь в церкви очень укрепляет веру, и помогает людям в их жизненном пути. Вот такое великое чудо и нас посетило накануне праздника. Буквально за день до всенощной, до кануна, была приобретена чудная икона двух святителей. Святого Климента Папы римского, священномученика I века и святителя Николая чудотворца. Эта икона, по оценкам специалистов, которых мы уже успели пригласить и узнать, является одним из лучших древних образов двух этих святых. На одной доске большого размера в полный рост изображены святитель Николай и священномученик Климент. Покровители русской земли. И когда я забирал эту икону в частном доме, в квартире, ее владелец рассказал мне удивительную историю. Поскольку икона сама по себе является художественно бесценной. Эта икона, которой могла бы позавидовать Третьяковская галерея или Русский музей или еще какое-то знаменитое собрание, но не в этой даже художественной ценности дело. Когда я пришел в простую скромную квартиру ученого, достаточно больного немощного, но верующего человека и увидел эту икону, то первое, что я почувствовал, это не то, что я вижу какой-то образ, а именно чудотворный образ. Благодать непостижимая. Тонкое благодатное сияние от нее шло, удивительно просвещающее душу. И когда я приложился к этой темной доске, на которой начертаны образы двух великих святителей, я понял, что это дар божий для укрепления нашей веры. Поскольку мы нуждаемся в чудотворных святых образах- Господь являет их нам.
Так вот хозяин, который тогда еще был хозяин, а теперь эта икона уже в храме на реставрации, поведал такую историю, что в Каргополье, на границе Каргополье и Карелии, на северах русских был деревянный храм, который был уничтожен большевиками в годы войны. И храм этот был деревянный. В этом храме было два престола. Главный придел был в честь священномученика Климента Папы римского и был придел в честь святителя Николая. Поэтому и икона была двух святых, как говорят искусствоведы, эта икона могла быть царским или великокняжеским даром. Датируется она XVI веком, что является само по себе удивительной находкой. Действительно- обретением.
И вот эта икона находилась в храме с древних времен, как была вложена в него. Но в связи с тем, что большевики собрались церковь разорить, благочестивые прихожане постарались с благоговением, с верой спасти то, что еще можно было спасти. Поскольку все предметы, сосуды, все металлическое было сразу отобрано, а иконы не интересовали этих людей. Они считались неценной утварью, которая должна была сгореть вместе с древним храмом и уйти в небытие. Но как раз вот это самое ценное удалось спасти. Одна благочестивая женщина взяла эту икону к себе домой. Она прожила очень долгую, трудную, но счастливую жизнь, постоянно молясь перед образами святителя Николая и священномученика Климента Папы римского. Обращая к ним все свои невзгоды и получая помощь. И всю жизнь она помнила об этой иконе. Но когда она стала немощной, она испугалась, что икона может быть украдена у нее.
И тогда она попросила молодых людей, которые были в байдарочном походе в районе карельских водных мест, чтобы они убрали ее в чердачное помещение, чтобы она не бросалась в глаза кому-то. Потому что старушка уже была немощная и уже почти оглохла и ослепла. И ей трудно было быть уверенной в том, что икона когда-нибудь вернется в храм. Поскольку заповедано ей было передать икону в такой храм, где будет два престола двух святых- в честь святителя Николая чудотворца и в честь священномученика Климента Папы римского. Такие же два престола, какие были в древней деревянной церкви, где эта чудотворная икона веками пребывала, и освящала и благословляла народ. Благословляли два великих святителя, великих подвижника, которые действительно являлись молитвенниками и отвечали за землю русскую.
И вот действительно этот человек, который икону спрятал, потом еще раз приезжал на это место, и увидел эту бабушку уже совсем болящей, немощной. Звали ее Пелагея, царство ей небесное, наверное, она давно отошла к Господу, она попросила передать эту икону в храм, где будут два таких же престола, как были в деревянной церкви. И вот получилось так, что он, будучи ученым, исследователем атмосферы земли и космоса, современный человек, но благоговейный к русским святыням, ждал момента, когда ему удастся найти такой храм. Но среди храмов Москвы и других мест, куда он обращался, он не находил нигде храма, где было бы два престола в честь святителя Николая и в честь священномученика Климента Папы римского.
И вот когда наш храм святого Климента в Замоскворечье начал восстанавливаться, мы опубликовали всюду- и в печати, и в интернете информацию о том, что в нашем храме семь престолов, в том числе и два престола, посвященных этим великим святым- святителю Николаю чудотворцу и священномученику Клименту Папе римскому. И как только информация дошла до хранителя иконы, он стал искать возможности связи с нами. А поскольку он человек сам очень болящий, ему было трудно это сделать. Он воспользовался помощью своих знакомых, связался с одной благочестивой женщиной -реставратором, которая увидела один раз эту икону, и сказала, что это то, что должно быть обязательно в храме. И он подтвердил это рассказом, который услышал от старицы Пелагеи в Карелии.
Вот так чудом получилось, что связалось все в один такой благодатный узел. Икона чудесным образом пришла к нам в храм по заповедям тех людей, кто спас ее когда-то. По воле божьей, по милости божьей пришла и наполнила наш храм удивительной полнотой благодати. Я, честно сказать, даже по- особенному чувствую себя, приходя в храм, зная, что эта икона присутствует там. Что присутствует не просто икона, а сами святители, что они благословляют нас, что они помогают нам. Они теперь остались с нашим храмом навсегда. Мы будем обязательно особо чтить эту икону. И, конечно, она будет храмовой главной иконой.
Единственное, что конечно проблематично, трудно это совершить такую реставрацию, так аккуратно отчистить ее от многовековых слоев копоти и воска. А там почти миллиметр толщиной эти наружные загрязнения. Ну, а под ними откроется удивительной красоты образ. Чисто русская, настоящая, написанная видимо каким-то подвижником. Потому что удивительной чистоты образы. Удивительной красоты сама икона. То есть я даже не могу представить, откуда такая милость божия, за что нам грешным такая помощь. Мы сейчас разместили ее у нас, в храме святого Климента. Мы объявляем сбор пожертвований на реставрацию, поскольку это будет очень кропотливая и очень дорогая работа.
И на помощь тому болящему человеку, который сохранил эту икону до нужного времени. Это все являет нам одно из чудес божиих. И я приглашаю всех наших радиослушателей на службу в честь святителя Николая, посетить храм, увидеть пока еще этот темный, пока еще не совсем даже понятный многим, образ, но достаточно хорошее будет фото. А сама икона находится тоже в храме, в защищенном месте. Благодаря благочестивейшей женщине- реставратору, которая много лет занималась расчисткой икон и священномученика Климента, и святителя Николая, как раз северных новгородских списков. И знает прекрасно эту эпоху, и является реставратором самой высшей квалификации и экспертом международного уровня.
Я прошу ваших молитв за рабу божию Валентину, чтобы ей Господь дал сил совершить эту работу. Я знаю, что уровень ее профессионализма самый высокий, но, конечно, нужна молитвенная поддержка рабе божьей Валентине и этому владельцу бывшему, а теперь просто нашему благодетелю, которого тоже зовут Климент. Так что вот, можно сказать, от него и пришла к нам эта икона.
-Я слушаю вопрос.
-Здравствуйте, батюшка.
-Здравствуйте.
-Благословите рабу божию Валентину.
-Бог благословит.
-Я хочу попросить помолиться о моих детях: Евгении- это дочь, и Григории, сыне. Они родились в Феодосии. Мы были несколько раз в Инкермане. Это там Папа римский…
-Да, да. Там монастырь святого Климента.
-Вот. У меня такой вопрос к вам: почему он священномученик? Это же священник и мученик, а почему Папа римский? Это вопрос. А добавление знаете какое? Я слышала, что в день его памяти, там, где его утопили с камнем на шее, в этот день море расходится, христиане идут поклониться к месту, где это произошло…
-Да, это даже обозначено в тропаре священномученику Клименту Папе римскому, что вода, чудесно соделающая разделение в честь памяти твоей. Это удивительное чудо было со времени его мученичества. А мученичество его было в 101 году. Меня удивляет, почему вы спрашиваете, священномученик ли он. Он был епископом. Конечно, он священномученик. Он же не простой был батрак или рыбак! Он был епископом Рима и поначалу получил наименование Папа, читай отец (папас). По-гречески папас, буква С почти не слышна, это значит - отец и до сих пор всюду в Греции и на Кипре, где бы вы не были, батюшку называют «папас». Это не значит, что каждый батюшка в Греции - это папа римский. Но именно такое имя, как отец, было дано Клименту, и с него началось наименование епископов Рима именно Папа. То есть отец Рима.
Вы знаете, что житие Климента, Папы римского, это уникальное, удивительное житие, совершенно не похожее на какие-то другие. То есть его подвиги при жизни, действительно великие подвиги. Он практически создал римскую церковь как церковную структуру. Он ввел викариев, приходы, то есть создал эти структурные единицы. То, что сейчас у нас в церкви. Вы же ходите в церковь в какой-то приход? А приходы объединены в благочиния, а благочиния - в викариаства, если таковые есть, а если нет, то в епархию. В каждой епархии существует сколько- то благочиний. Это все было заложено Папой римским, тогда еще епископом римским. Но впоследствии получившим это наименование Папы Климента Первого. Который, собственно, и был утоплен в Казачьей бухте (нынешнее название). Там есть островок святого Климента, где с помощью нашего прихода установлен большой металлический крест четырех с половиной метров в высоту.
И на этом кресте внизу якорь, который напоминает о мученичестве святого Климента, который был привязан к якорю и брошен в эту бухту. Поэтому вот я вам отвечаю на ваш вопрос, что святой Климент является епископом, был епископом Рима, поэтому он священномученик. Велики подвиги священномученика Климента в Крыму! Когда он практически всех рабов, которые там находились, хотел обратить ко Христу, он создал крупнейшую по тем временам церковь, которая насчитывала более пяти тысяч человек. Это огромное количество людей. Местный наместник Крыма писал императору с ужасом: кто же правит Крымом? Я или Климент?
Он является действительно необычайно святым. А его помощь Кириллу и Мефодию? Нашим святым равноапостольным просветителям? И те мощи священномученика Климента, которые были обретены святыми Кириллом и Мефодием, вместе с епископом Георгием Херсонским в 861 году - если бы не они, то в 862 году не было бы благословения и на славянскую письменность. Понимаете, какую огромную роль он сыграл в жизни славянства?
Я верю, что многие из вас откликнуться на наш призыв, и мы всем миром сможем устроить и реставрацию, и киот достойный для иконы святителя Николая-чудотворца и Климента Папы римского для нашего храма. Адрес нашего храма: Пятницкая улица, дом 26. Ну дом это условно, поскольку вы увидите ограду храма, и вы увидите там будет вход ближе к метро «Третьяковская». Ехать до станции метро «Третьяковская» или «Новокузнецкая». И вот между этими станциями метро - пешеходный маршрут, как раз больше половины этого маршрута занимает наш огромный собор. И вся Москва его знает. Всех ждем. И кто не из Москвы - тоже ждем. Приходите и увидите это величественное чудо, которое наполнило храм такой силой благодати, таким даром свыше, что действительно мы сейчас живем в каком-то священном трепете. И нет, можно сказать, ни одной минуты, чтобы мы забыли о том, что произошло, когда храм сейчас просто наполнен удивительной благодатью святителя Николая и священномученика Климента.
Мы поставим и ящик для пожертвований, и святой образ, фотокопию, конечно. Пока что мы не можем выставить икону, потому что она находится в бережнейших руках лучшего реставратора, одного из лучших, не буду обижать других всех остальных. Может быть, они себя считают лучшими. По крайней мере, в чистых и добрых руках верующего реставратора. Которая девятнадцать лет реставрировала икону святого Климента из Новгорода, икона эта была на очень плохой доске, которая почти рассыпалась в прах.
И вот эта раба божия Валентина, я еще раз прошу молиться за нее, она сумела из этой уже почти пропавшей доски и иконы сотворить подлинный образ. Вот тот образ священномученика Климента, который мы видели на иконах XV века и более древних изображений в Риме. И он полностью соответствует тому изображению, которое сейчас пришло к нам в храм вместе с образом святителя Николая. Это два святых, которые стоят в полный рост во всем святительском облачении. Святитель Николай в темно-синих почти черных крещатых ризах. Кресты черно-белые, это соответствует древне-русской традиции. А священномученик Климент в темно-бордовых тоже крещатых ризах, таких, в каких изображают священномучеников. Оба они стоят и держат в руках Евангелие, и оба благословляют народ своими десницами на все самые трудные, но нужные и добрые дела.
Поэтому еще раз напоминаю: Пятницкая, 26. Метро «Новокузнецкая», метро «Третьяковская». Мы надеемся, что всем миром, всей народной любовью, мы сможем не просто икону отреставрировать, но и храм поднять. Ведь сейчас храм уже действительно задышал. Первое архиерейское богослужение совершал с благоговением архиепископ Арсений. У нас служил протоиерей Владимир Диваков, настоятель храма Большого Вознесения у Никитских ворот. И секретарь Святейшего Патриарха по городу Москве- это наш первенствующий пресвитер Русской Православной Церкви, самый уважаемый и почитаемый всеми молитвенник, старец и такой настоящий священно начальник в хорошем, правильном смысле этого слова. Он следит, чтобы в храмах было благолепно, чтобы была дисциплина, чтобы было действительно все для того, чтобы слово божие возносилось не в какой-нибудь суете и в хламе, и грязи, чтобы это все было служение, достойное величия.
И вот поэтому мы очень рады, что отец Владимир Диваков откликнулся на нашу нижайшую просьбу и приглашение, за что мы ему безмерно благодарны. Вторым пресвитером служил архимандрит Алексей Поликарпов, наместник московского Свято-Данилова монастыря, очень чтимого всеми москвичами, потому что многие слушатели восхищались: такое святое место, и такой духовный центр! Можно сказать, что это первенствующий монастырь в Москве, в стольном граде. И с отцом Алексеем Поликарповым у нас давние духовно-дружеские отношения. Почему? Потому что исторически наместники Свято-Данилова монастыря имели прямое отношение к храму священномученика Климента Папы римского.
Они его всегда ему покровительствовали. Благо, что мы и находимся недалеко друг от друга. Может, в пяти-шести километрах. Но и не только близость территориальная, но и близость духовная. Известно, что престолы храма великомученика Климента освящались, в основном, наместниками Свято-Данилова монастыря или при их непосредственном участии. Когда преосвященные московские освещали престолы, то наместники Свято-Данилова монастыря всегда присутствовали. Ну и дальше, конечно, наш отец благочинный протоиерей Николай Кречетов. Наш старец, наш подвижник, любящий наш отец духовный, которого мы все не по должности, не по каким-то таким административным даже делам, но и по душе, и по сердцу, и по любви почитаем и относимся к нему как к отцу. И нам приятно, что был на этой архиерейской службе еще отец Феодор Бородин, который тоже с первого дня содействовал, помогал, он произносил проповедь за литургией.
В общем, это была, действительно, такая духовная служба, такая удивительная благодать, что можно было бы ножом ее разрезать и намазывать на какой-нибудь духовный бутерброд, если можно так выразиться.
-Я слушаю звонок.
-Добрый вечер, батюшка, благословите, Любовь.
-Бог благословит.
-Я хотела бы узнать, что такое большое вознесение и малое вознесение?
-Ну, очень просто. Это два храма, стоящие рядом. Первый- Большое Вознесение у Никитских ворот. Это храм, который виден прекрасно, если проезжать по бульварному кольцу в сторону Нового Арбата, или наоборот ехать в сторону Пушкинской площади от Нового Арбата и пересекать Никитскую улицу. Там огромный собор, перед ним фонтан, и еще скульптурное изображение в глубине Александра Сергеевича Пушкина и Натальи Гончаровой. В память того, что в этом храме они венчались. А храм величественный, огромный. Поэтому он называется Большое Вознесение.
А есть Малое Вознесение. Это на Никитской. Поэтому говорится, что с одной стороны бульварного кольца находится Большое Вознесение, а с внутренней- Малое Вознесение. Вот тебе и ответ. Поэтому приходите. И там, и там очень интересно. А у отца Владимира в храме Большое Вознесение, который построен в стиле классицизма, в Казаковском стиле, огромные объемы, огромная высота окон. Но отцу Владимиру не меньше понравился наш храм. Он сказал, что такого великолепия даже у него нет, потому что эпоха другая. Ведь храм священномученика Климента уникален тем, что он нам вернул уникальную имперскую эпоху России. Но вернул ее не в каком-то извращенном виде без каких-то там масонских и других вливаний. Он нам вернул ее в удивительной чистоте и высоте красоту этой эпохи.
Мы видим великолепный иконостас. Многие говорят: а вдруг католический храм? А где вы у католиков видели иконостасы, спрошу я вас? У католиков просто их нет. А в храме священномученика Климента почти сорок метров высотой такой иконостас, что такого вы не увидите вообще нигде в мире. Это уникальное произведение, которое связано с западно-европейской традицией. Мы знаем, что Россия того, послепетровского времени, очень болела западной Европой. И все оттуда брали: и мастеров, и проектировщиков, и архитекторов, зодчих, скульпторов, иконописцев, живописцев, и так далее. Но обучались же русские люди!
И поэтому в иконостасе святого Климента вы увидите не просто западно-европейскую красоту, рафинированную и совершенную. Но и отметите благодатную руку русского православного мастера, которая всюду присутствовала. И в резьбе, и в позолоте, и во всех деталях, и в живописи настенной, и в иконе. Всюду наш русский дух. И поэтому когда говорят: ой, восемнадцатый век, это уже такое все позднее, такое все негодное, в общем, молиться невозможно. Да что вы? Молиться невозможно? Вы приходите, и попробуйте, и узнаете, как можно молиться в таком храме. Вот я когда первый раз пришел в алтарь Знаменского придела. Тогда только меня пустили в библиотеку, еще весь храм был завален стеллажами с книгами. Было очень трудно и сложно туда пройти. Но я когда в первый раз зашел, то я почувствовал удивительную благодать. А ведь я избалован этим. Я служил много-много лет в Андрониковом монастыре на Яузе, где находится музей Андрея Рублева, в Спасском соборе, и был клириком этого храма.
Начиная с 1991 года, уже прислуживал, а с 1993 года был дьяконом и до 2005 года практически там числился, ну и служил, естественно. В последний год уже больше числился. Потому что заботы по воссозданию храма священномученика Климента уже не давали возможности служить в этом замечательном месте. Которому я благодарен всей своей жизнью. И отцу Вячеславу Савиных, который настоятельствует там и поныне, как своему тоже духовному наставнику, одному из них, потому, что главным я считаю отца Иоанна Крестьянкина.
-Я слушаю вопрос.
-У меня не вопрос, а история, но короткая. Мы приехали в Зингерман несколько лет назад с дочкой и моей подругой. Пока я дочкой занималась, бегала- они прослушали акафист, молились, потом мы все вместе погрузились в озеро. А ночью моя приятельница, которой уже было около шестидесяти лет, вдруг в ужасе вспомнила какой-то нераскаянный грех, и она даже в другой храм пошла, потому что ей надо было раскаяться, больно было с таким грехом. А она была уже достаточно воцерковленным человеком. И мне кажется -какое чудо! Это Климент ей этот грех открыл…
-Вы знаете, Климент это удивительный святой. Трудно вот так вжиться и прочувствовать святого, в храме которого ты служишь. Не так быстро это дается. Может, это только мне не так быстро? Может, другие люди более какие-то духовные и возвышенные, прочувствовали это сразу? А я вот как-то пока не прочувствовал, и мне очень трудно. Но я помню, когда мы молебны на улице служили. Наверное, году на третьем этих молебнов, как-то на одном из них я читал и молил, и я вдруг его понял, прочувствовал. Он как будто сам пришел. И было такое удивительное ощущение между палатками с курами гриль, шаурмой, с какими-то пирожками, какой-то как Шанхай был. Улица была вся забита ларьками. Бегали бомжи. Все было почти что как на Сухаревке. Кто знает этот переулок, а его знают очень многие, помнят это прекрасно.
У меня есть фотография, когда возле храма такого обветшавшего, заброшенного храма стояли эти жуткие палатки с курами гриль, крошки-картошки, ларьки. Это было ужасно! Все это было рядом со святыней, что храм плакал. И вот я начал молиться из-за этого. Потому что видел, что храм плачет. А как эти слезы утереть? Как утешить храм? Только молитвой. И вот народ начал собираться на наши уличные молебны. Мы 240 молебнов отслужили на улице. И я скажу, что этот приход практически состоит в основном из этих первых людей. И, конечно, масса еще пришедших.
А сейчас приходят множество других. Ведь люди чувствуют благодать. Она никогда не обманет. Можно зазывать кого угодно и как угодно. Но если нет благодати, то люди уйдут. Но судя по тому, как к нам прибывает народ, я просто вижу, что благодать есть и сам чувствую, конечно. Господь дарует и нам, грешным и недостойным, благодати так много, что даже через край. За что мы Богу безмерно благодарны. И просим Его милости ко всем, кто приходит к нам и помогает храму. А ведь многие люди приносят и пожертвования, и даже золотые вещи. Мы потом будем украшать, делать ризы, вот, например, для иконы святых Николая чудотворца и Климента обязательно будет риза, но поскольку икона настолько ценная и настолько потрясающей красоты, то мы сделаем после реставрации, если даст Бог нам дожить, очень качественную фотокопию. И может быть, положим эту ризу на фотокопию иконы, которую освятим. И будем выносить на крестные ходы. Потому что выносить древнюю икону XVI века очень рискованно. Вдруг что-то там случится? Я просто боюсь. Потому что есть святыни, которые нельзя выносить на улицу. Так же, как Владимирскую икону, например, не разрешают перемещать, двигать, потому что она уникальная, очень древняя. Если, не дай бог, что-то случится, даже по дьявольскому злоумышлению, то можно потерять или утратить часть образа. Это будет невосполнимая утрата. Поэтому мы должны понимать, что материальные вещи, которые есть в церкви, они, к сожалению, тоже ветшают, приходят в негодность. Поэтому еще в Софии Константинопольской существовала ризница. Это целый храм святой великомученицы Ирины. Он был пристроен с южной стороны алтаря. Сейчас он существует, ну, разумеется, турки руины там оставили. Но это была ризница и особо ценная икона, в частности Нерукотворный образ Спасителя хранился строго по тем временам в самых лучших условиях хранения.
И только на праздник Образа Нерукотворного после Успения и то, он даже не особенно там, в Константинополе праздновался, но Образ только один или два раза в год выносился для поклонения людей. И потом его сразу убирали в ризницу. Поэтому надо бережно сохранять то, что нам досталось таким чудом свыше, это наша прямая обязанность.
-Я слушаю вопрос.
-Батюшка Леонид, здравствуйте.
-Здравствуйте.
-Скажите, пожалуйста, у вас в левой части храма было прекрасное распятие Господа Иисуса Христа, перед которым просто стоять спокойно было невозможно?
-Да, да. Есть.
-Так вот, я когда была на архиерейской службе, его не видела. И мне хотелось бы спросить, где оно сейчас. И расскажите, пожалуйста, его историю. Это что? Икона или картина?
-Очень хороший вопрос. А, так вы имеете в виду большую картину?
-Я не знаю, но огромная, просто высоченная.
-А, я понял. О чем вы говорите. Нет, это картина, но она такая, я бы сказал- иконописная, необычная. Эту картину написал верующий православный художник, живописец, если можно сказать. Андрей Рублев тоже назывался живописцем. Василий Нестеренко. Мы с ним вместе учились в институте имени Сурикова. Я заканчивал скульптурное отделение, он заканчивал живопись. И он по благословению Святейшего Патриарха Алексия II написал эту изумительную картину в дни бомбардировки Сербии. Бомбардировки, которую преступники из НАТО осуществили в 1999 году.
И в эти дни кровопролития, и величайшего позора, и величайшего греха, Василий наложил на себя пост. Он постился и молился. Закрылся ото всех и написал этот прекрасный образ Распятия. Но он недавно нас попросил дать ему это Распятие на выставку в Манеж. Мы ему дали, конечно. Сейчас он обещает привезти его обратно. Мы ждем погоды, когда не будет дождя и снега, чтобы вернуть обратно эту картину и не повредить ее, не дай бог. Он нам дал ее на хранение. Я не могу сказать, что он нам ее передал в собственность или подарил. Мы не ставим так вопрос.
Но на хранение и поклонение верующих эта картина будет у нас находиться. А у нас сейчас стоит распятие деревянное, которое сделал один художник- скульптор из Сибири. Я ему подобрал материал. В Донском монастыре есть прекрасное распятие за алтарем Большого собора. Мы вместе с этим скульптором создали эскизы, и он создал тоже потрясающее по красоте распятие. Оно не покрашено, ноги Спасителя от поцелуев и прикосновений немножко покрылись патиной, как будто Он ходил пешком и изранен весь. В общем, удивительной красоты и благодати это распятие. И люди очень его любят.
Прошу ваших молитв, дорогие, и за меня, недостойного протоиерея Леонида. Всегда рады видеть вас в нашем святом храме.