Полезная информация Сщмч. Климент О храме Духовенство Расписание Богослужений Новости Фото Видео Помощь храму
03.03.2014

«Свет фресок Дионисия». Фрагменты интервью нашего настоятеля во время открытия выставки

     «Без теней, без тьмы – в Свете Божием…»


      Творчество Дионисия это явление Духа и Cилы, а Юрий Холдин соединил своим творчеством эпоху Дионисия с нашей современностью. Фрески Ферапонтова монастыря – не просто роспись храма, не какая-то обычная роспись, а роспись, которую создавал человек, который был вовлечён в глубокую духовную и литургическую жизнь Церкви.
      

Если Дух и Сила Божия присутствуют среди людей, - то это становится Церковью. Вот это смог выразить Дионисий в своих фресках, а Юрий Холдин сумел с такой точностью воспроизвести эти изображения! То, что можно небольшому количеству людей увидеть в Ферапонтово не более информативно, чем то, что сейчас можно увидеть здесь – в Храме Христа Спасителя практически без утраты качества восприятия. То же самое явление Духа и Cилы мы видим в фотографиях Юрия Холдина. Он создал совершенно уникальное произведение. Я одним словом называю, в единственном числе, потому что все эти работы – одно целое. Он сумел донести до нас без теней, без тьмы - в Свете Божием, в красоте, в полноте всей этой живописи то, что мы с вами вряд ли сможем увидеть когда-нибудь, даже если мы придём в Ферапонтовский храм Рождества Пресвятой Богородицы.
      Единственный фотохудожник, который сумел проникнуть в ту идею, что мир Горний, как его изображал Дионисий, не имеет теней, не имеет тёмных сторон, имеет только лишь светоносность и благодать, которую он испускает и от силы к силе, передаёт от высших к низшим и просвещает таким образом весь Мир, и нас, в том числе с вами.
      Фрески Дионисия – очень современное искусство. Для тех, кто хотя бы немного знаком с жизнью Церкви – это живое, современное выражение тех вечных истин, которые никогда не меняются, никогда никем не могут быть превзойдены, потому что это собственно откровение Божие, богословие в красках. Так мыслил Дионисий. Так же точно сумел мыслить наш современник, трагически погибший недавно, великий фотохудожник Юрий Холдин, потому что он сумел передать нам свет Дионисия. К сожалению так получается, что обычно люди гениальные очень рано уходят и видимо Господь призвал и Юрия в Свои обители – за эту работу, может быть, за то, что он так любил красоту русской природы, за то, что чувствовал гармонию. Но жизнь художника не обрывается с его смертью. Его работы, его мысли, его чувства продолжают жить в произведениях и создают ещё большую славу, ещё большую известность имени художника, который сумел создать действительно что-то значимое, что-то такое, что преодолевает время, над чем время не властно.
        Он подверг экзамену работу древних иконописцев. И они выдержали этот экзамен, так же как и автор сумел подняться над обычным, житейским, даже художническим взглядом на эту роспись и сумел увидеть роспись глазами верующего человека, глазами того, кто стремился к Царству Небесному.  И надо сказать, что это очень большой экзамен для наших древнерусских художников, потому что они писали, не рассчитывая, что когда-нибудь, кто-нибудь вот так вблизи, а ещё тем более с увеличением, с тиражированием сможет сфотографировать их произведения.
       Будучи ещё в 80-х-90-х годах в Ферапонтово, я сам поразился, когда я влезал на леса, потому что независимо от яруса качество работы Дионисия и сыновей не только не ухудшается кверху, а даже наоборот. Может быть наиболее скрупулёзно, с наибольшим трепетом прописаны те композиции, которые мы не видим иногда снизу или не совсем видим. Сейчас Холдин увеличил эти работы, и мы видим удивительную добросовестность и честность художников как одну из наиболее замечательных черт русского народа, которых сейчас как раз стало так не хватать! Хотелось бы именно это возрождать вместе с верой в Бога на Руси. Сейчас я воспринимаю это все через призму прошедших лет и каких-то изменений в моей собственной жизни.
      Искусство Древней Руси является универсальным, как чтение Евангелия. Можно читать его, допустим, в десятилетнем возрасте, а можно – в тридцатилетнем возрасте, а можно в сорокалетнем возрасте и всякий раз ты будешь входить в новую воду, в новый Поток Божественной благодати, который будет по-новому раскрывать тебе тайну Божьего мира. То же самое и фрески Дионисия, которые переданы так изумительно нежно, бережно. Даже не сказал бы, что – точно. Не совсем это правильное слово для Холдина. Это не просто точно передано, а передано с душой. Поэтому его фотошедевры так же сейчас для нас ценны. Они переносят нас мысленно в Ферапонтово, в заснеженный северный Край, где Небо и Земля так близко, где сочетание цветов, понимание глубин как в природе, так и в искусстве абсолютно уникально.
      Ведь древнерусская живопись совершенно не плоская. Иногда говорят: иконопись плоская. Неправда. Иконопись объёмна во всех отношениях, и по мысли, и по пластике. Здесь есть огромный объём. Только для человека внешнего кажется всё непонятным, но когда сами чуть-чуть начинаете проникать, вдруг для вас становится всё объёмно.
      Так же как историк, когда изучает какую-то тему. Что нам говорят уроки школьной истории? Да ничего. Но когда ты начинаешь постепенно сам вникать в нюансы, вдруг для тебя плоское становится объёмным. Так же и для человека верующего, особенно, те иконы, которые он созерцает, глядя на эти замечательные фрески и на эти фотографии, которые полностью, как «список» практически их передают. Это не копия, а именно список – вот, чего он сумел добиться. Как? Я даже не могу понять. Просто сфотографировать – это будет не то. А он так много работал над этим, и при печати так много работал, что это становится «рукодельным» творчеством. Не просто техническая работа, а именно – настоящее искусство. Оно пришло к нам сюда – Древняя Русь с её прекрасными образами! Дай Бог, чтобы люди, взирая на это, на этих святых, на эти образы, себя старались постепенно переводить из стоящих внизу, на полу храма в тот возвышенный ряд почитателей Богоматери, который прославляет Её на Небесах.

     
Фрагменты выступления на открытии выставки «Ферапонтово в Москве» в Государственном музее-заповеднике "Коломенское", 12 марта 2010 г. и интервью на открытии выставки «Св
ет фресок Дионисия» в музее Храма Христа Спасителя, 23 января 2011г. (Протоиерей Леонид Калинин – член Патриаршего совета по культуре, настоятель храма Климента папы Римского на Пятницкой, скульптор, член Союза художников России, член Комиссии по художественному убранству и руководитель Координационной группы специалистов по художественному убранству комплекса собора Христа Спасителя в Москве)

ПОЛУЧИТЬ БОЛЕЕ ПОДРОБНУЮ ИНФОРМАЦИЮ НА САЙТЕ "ДИОНИСИЙ"

03.03.2014, 1890 просмотров.

Храм священномученика папы Римского в Замоскворечье
119017 Москва, ул. Пятницкая, 26, стр.1
e-mail: sanklemente2014@yandex.ru
Телефоны: (495) 953-10-81; (963) 770-67-27 - (секретарь настоятеля - с 10-00 до 19-00).

Азбука веры

Разработка сайта: Григорий Малышев.