Спасти и сохранить. Газета "МК"
Несмотря на трудности, которые уже второй год испытывает бюджет столицы из-за глобального экономического кризиса, город продолжает выделять деньги на реставрацию культурно-исторического наследия. Поскольку многие расходные статьи бюджета подверглись неизбежному сокращению, основной задачей всех ведомств стало максимально эффективное использование имеющихся средств. В кризис Москва распорядилась имеющимися деньгами крайне рачительно, что позволило выполнить большой объем работ и ускорить проектирование. По итогам сложного 2009 года оказалось, что за счет горбюджета реставраторам удалось полностью завершить работы на 35 памятниках.
Среди них гостиница “Украина”, комплекс зданий Рогожской старообрядческой общины, надвратная церковь и колокольня Даниловского монастыря, церковь Иоанна Предтечи в Дьякове и другие не менее ценные памятники.
В нынешнем году ремонт и реставрация идет сразу в 260 московских памятниках. Часть из них федеральные, но проведение самих работ происходит под научно-методическим руководством Москомнаследия силами специализированных организаций. Солидный опыт московских реставраторов, накопленный поколениями мастеров своего дела, очень востребован по всей стране, на самых важных объектах федерального значения.
Одни из самых масштабных реставрационных работ в столице ведутся сейчас в Большом театре. Только после того, как Москва взяла на себя ремонтно-реставрационные работы в ГАБТ, его будущее стало приобретать реальные очертания. Московские специалисты буквально спасли историческое здание, которое уже не обладало прочностью, подвели фундамент, закрыли контур — и работа реставраторов закипела. Ко Дню города были открыты фасады Большого театра и практически полностью освобожден от строительных ограждений проезд по ул. Петровке.
Работы по интерьерам театра идут полным ходом — ведется реставрация живописи плафона зрительного зала, которая должна завершиться 31 декабря 2010 года. К ней специалисты смогли приступить только после завершения всех работ в зрительном зале, включая реставрацию исторических панелей из резонансной ели. В ближайшее время зрительный зал будет частично освобожден от строительных лесов. В парадных залах — Бетховенском, Круглом и Хоровом реставрируют и золотят элементы лепнины, дверные полотна, рамы для зеркал. В конце августа на звонницу был торжественно поднят первый и самый большой из колоколов, весом 6,4 тонны. Колокола будут звучать во время опер “Борис Годунов”, “Хованщина”, “Иван Сусанин”. А в сценическом пространстве специалисты фирмы Bosch Rexroth продолжают установку технического оборудования.
Не менее знаковый объект из другой “оперы” — Московский планетарий, который в прошлом году отметил свое 90-летие. Работы по реставрации и приспособлению планетария уже находятся на финальной стадии. По окончанию всех работ его площадь увеличится в 4 раза, и он сможет принимать до миллиона посетителей в год. Работы ведутся под личным контролем мэра Москвы Юрия Лужкова и будут закончены в декабре 2010 года.
Традиционно много внимания и сил вкладывается московскими специалистами в культовые сооружения-памятники. Полным ходом идет реставрация храма Священномученика Климента, Папы Римского на ул. Пятницкой. Этот храм, построенный в честь восшествия на престол императрицы Елизаветы в XVIII веке, ни разу не реставрировался, а в советский период служил книгохранилищем для Государственной библиотеки им. Ленина. Силами более чем 120 строителей и реставраторов храм постепенно раскрывает свой неповторимый исторический облик. В феврале 2009 г. на нем были вновь установлены два древних отреставрированных трехметровых креста, причем сделали это с соблюдением старинного метода: сначала при помощи лебедки, а затем на канатах подняли почти на 70-метровую высоту.
В прошлом же году была завершена реставрация фасадов, теперь полным ходом ведется работа по внутреннему убранства храма. Качественная историческая реставрация, которой славятся столичные мастера, — дело предельно тонкое, требующее высокую квалификацию, особого внимания и индивидуального подхода к каждому памятнику от специалистов, поэтому излишне торопить их не станут. Ожидается, что все работы по храму завершаться в 2012 году.
Ко Дню города строители и реставраторы преподнесли городу бесценный подарок, вернув из небытия деревянный дворец царя Алексея Михайловича. Благодаря сохранившимся обмерам, чертежам, эскизам дворец удалось воссоздать в его первоначальном виде, то есть речь идет об уникальном случае воссоздания утраченного памятника, который современники называли “восьмым чудом света”. Дворец представляет собой комплекс теремов общей площадью более 7 тыс. кв. метров, где расположены покои царя, царицы, царевны и младших царских детей, всего в нем имеется 288 помещений. Этот труд по достоинству оценил Патриарх всея Руси Кирилл, который подчеркнул, что “работа по воссозданию дворца собрала лучших художников и архитекторов”.
Вскоре московским специалистам предстоит поучаствовать в не менее интересном проекте. Еще в прошлом году мэр Москвы принял решение о воссоздании взорванного в 1964 г., при советской власти, храма Преображения Господня, полкового храма Первого лейб-гвардии Преображенского полка. Тогда же под эгидой Москомнаследия начались научные раскопки, в результате которых были уточнены строительно-архитектурные параметры Преображенского храма, а также найдены уникальные артефакты времен постройки храма. В их числе — колокольный язык из чугуна и створка медного нательного креста-мощевика XVI века.
Помимо крупных знаковых памятников в зоне особого внимания Москомнаследия находятся десятки жилых домов, также являющихся объектами культурного наследия.
По словам главы стройкомплекса Москвы Владимира Ресина, все обязательства по реставрации и реконструкции в первом полугодии этого года были выполнены и работа продолжается в том же динамичном ритме. И хотя столичные мастера востребованы по всей стране и за ее пределами, в ближайшие годы им будет чем заняться в Москве.
Протоиерей Леонид КАЛИНИН, настоятель храма свмч. Климента Папы Римского на Пятницкой улице в Замоскворечье:
— Ситуация с состоянием памятников в Москве в последние годы, безусловно, меняется к лучшему. Сегодня есть примеры просто блестящей реставрации, посмотрите, скажем, на особняк, где располагается музей Рериха.
Собственники должны осознавать всю меру своей ответственности за памятники. Идею мэра о том, что надо приводить памятники в порядок, восстанавливать их, передавать заботливым хозяевам, деятельность Комитета по культурному наследию города Москвы надо всячески поддерживать! Между тем можно услышать критику, совершенно необоснованную, которая имеет какой-то политический контекст.
Москва за последние годы просто преобразилась. Она была вся в руинах. А сегодня очень много средств вкладывается в реставрацию. Это огромная заслуга мэра города и Москомнаследия и огромный шаг вперед. Сегодня заброшенных, неухоженных мест, которые часто становятся источниками распространения разнообразных пороков, в городе практически нет.
Но насколько положительно можно оценить деятельность городских служб, проявляющих заботу о памятниках, настолько отрицательно — работу значительного числа архитекторов, которые проектируют уродливые современные здания в угоду инвесторам, забывая о том, какой это город, забывая о традициях, о национальных мотивах. Появляются бездушные, ничего не выражающие и ни к чему не адресующиеся здания. Это надо исправлять, ставить под контроль города, общественности. В исторической среде не должно быть чуждой по духу и форме архитектуры.