Православные святыни Сирии. Журнал "Элита общества"
Сирия – древнейшая страна, которая наравне со Святой Землей может быть названа колыбелью христианской веры.
Достаточно сказать, что Антиохия – древнейший центр христианства, а впервые верующие в Христа стали называться «христианами» в Дамаске. В православном мире Антиохийская Церковь, глава которой носит титул «Патриарха всего Востока», является одним из четырех древнейших Патриархатов, вместе с Константинополем, Александрией и Иерусалимом. Русская Православная Церковь – пятый Патриархат – поддерживает самые тесные связи с Антиохийской Церковью. Одна из форм этого сотрудничества сегодня – деятельность Фонда духовного наследия апостола Павла. Корреспондент ЭО встретился с духовником этого фонда протоиереем Леонидом (Калининым), настоятелем московского храма св. Климента Папы Римского, духовником Фонда св. апостола Павла.
– Отец Леонид, расскажите о взаимоотношениях Русской Православной Церкви и Антиохийского Патриархата. Какую роль они играют в российско-сирийских отношениях?
– Когда-то Сирия называлась Великой, в ее состав входила территория Ливана, а также части территорий Ирака, Иордании и Турции. Когда мы читаем Евангелие от Луки, то в первой же главе повествуется о том, что владыка Сирии Кириний, наместник римского императора Октавиана Августа, провел перепись населения, в которой приняли участие Иосиф Обручник и Пресвятая Дева Мария.
Вся Святая Земля по российским меркам очень компактна. Но эти края уникальны тем, что исторически сохранили развитую систему взаимоотношений между крупнейшими мировыми религиями, в первую очередь между христианством и исламом. Многие государственные деятели Сирии не только в наши, но и в древние времена были христианами. Нынешний посол Сирии в России Хассан Рише является православным верующим.
Россия всегда имела стратегический интерес на Востоке. Она была покровительницей христианских святынь, которые часто подвергались опасности. Главная христианская церковь Сирии – Антиохийский Патриархат – древнейший из пяти главных центров православного мира. Он объединяет под своим омофором около 17 % населения Сирии. Это крупная христианская диаспора. Во время последней войны в Ливане Антиохийский Патриархат распорядился открыть двери всех своих церквей для беженцев, независимо от их национальности и вероисповедания, всем кто нуждался в помощи, крове и пище.
Тесные взаимоотношения между Русской Православной Церковью и Антиохийским Патриархатом имеют древнюю историю. Устав, канон, монашеские одеяния – всe это унаследовала Русская Православная Церковь от Антиохии. Первым митрополитом Киевской Руси был Михаил Сирин (араб сирийского происхождения), который, помимо духовного пастырства, осуществлял при дворе обязанности министра иностранных дел. Позже, в XVI веке, Антиохия была самым деятельным сторонником России в вопросе учреждения патриаршества. Можно вспомнить также описание архидиакона Павла Алеппского приезда в Москву Антиохийского Патриарха Макария еще при Московском Патриархе Никоне. Но главным стимулом к сотрудничеству всегда были паломничества на Святую Землю, маршруты которых пролегали через Сирию.
– Какие святыни Сирии особо чтимы российскими паломниками?
– Паломники обязательно проходили через монастырь Херувимов. Этот монастырь находится на горном перевале над двумя другими древними обителями Сирии: Седная и Маалюля. Седная знаменита своей иконой Божией Матери, написанной апостолом-евангелистом Лукой. Образ Богоматери жена императора Юстиниана Великого передала в эту святую обитель в начале VI века. С тех пор эта величайшая святыня Востока постоянно находится в Седнае, привлекая множество паломников, среди которых много мусульман.
В Маалюле находится монастырь св. Феклы – первый женский монастырь в мире. Это единственное место на земном шаре, где до сих пор говорят на арамейском языке – на том самом языке, на котором говорил Иисус. Там же имеется школа, где обучают этому древнему, но отнюдь не мертвому языку.
Монастыри в Седнае и Маалюле – женские, а монастырь Херувимов, находящийся на горе над ними – мужской. В нем находится крупнейший центр православного просвещения, и именно там будет установлен монумент Иисусу Христу, выполненный в русской иконографической традиции.
– Памятник Иисусу Христу? Расскажите, пожалуйста, подробнее об этом проекте.
– Это уникальный проект, который не имеет аналогов в мире. Дело в том, что впервые подобный монумент будет создан по православной иконографии. Автор этой скульптуры, в иконописной традиции известной как «Спас в Силах», – известный российский скульптор Александр Рукавишников. Постаментом монументу будет служить природная скала размером около 12 метров. Бронзовая статуя высотой в 31 метр будет покрыта тончайшим золотым штрихом, который в иконописи называется ассист. Ввиду того, что памятник будет установлен на солнечной стороне, этот штрих, подчеркивающий формы и складки одежд будет ярко блестеть, излучать сияние... Можно уже сейчас представить, какое это удивительное зрелище, зримо передающее присутствие Спасителя.
Это место, где находится монастырь Херувимов, было известно с первых веков христианства, там были пещеры монахов, которые существуют и по сей день. Сейчас они реконструируются, там планируется создать музей. Монастырь Херувимов – это один из крупнейших центров христианского духовного образования на Востоке, куда привозят православных детей со всей Сирии. Детский лагерь работает с мая по октябрь, а с ноября по апрель на перевале лежит снег, как в России. В январе–феврале туда просто невозможно добраться, так как снежный покров достигает 3–4 метров и дует ветер такой силы, что способен поднять на воздух человека. Поэтому, когда разрабатывался монумент Спаса в Силах, для него были предусмотрены мощные инженерные конструкции с учетом ветровой нагрузки. Вид с этой высоты изумителен: с одной стороны, как на ладони, виден Дамаск, столица Сирии, а с другой – Голанские высоты. Кстати, неподалеку от Голанских высот сейчас установлен еще один монумент – апостолу Павлу.
– Это памятник апостолу Павлу, воздвигнутый на месте его обращения?
– Да. Как известно из Деяний Апостолов, Савл, гонитель христиан, шел по дороге из Иерусалима в Дамаск, чтобы уничтожить там христианскую общину во главе с апостолом Ананией. Приблизительно в 24 километрах от Дамаска, в местечке Каукаб, Савла ослепляет яркий свет и Господь Иисус Христос говорит ему: «Савл, Савл, зачем ты гонишь Меня?» И когда он, сбитый с лошади и ослепленный, спросил: «Кто Ты, Господи?», – ему был дан ответ: «Я Иисус, Которого ты гонишь. Трудно тебе идти против рожна». С этого момента Савл, при жизни никогда не видевший Христа, становится Павлом, одним из апостолов, впоследствии получившим за огромные труды именование «Первоверховный».
В 60-х годах XX века на месте обращения апостола Павла Московский Патриарх Алексий I, с согласия Антиохийского Патриархата, повелел вместо некогда существовавшего там памятного креста воздвигнуть храм-часовню. Ее строили советские инженеры, и выглядит она довольно странно. Часовня имеет цилиндрическую форму и похожа на свернутый лист ватмана, поставленный на ребро. Это, конечно, вольная трактовка, она находится вне традиции русской или восточной православной архитектуры.
В наше время идея продолжить дело Патриарха Алексия I пришла в голову семье Эль-Гадбан, которые издавна жили на этой земле, выращивая виноград и оливковые деревья. Поскольку один из представителей этого семейства, Самир Эль-Гадбан является гражданином России и живет здесь, он стал активно добиваться благословения на строительство комплекса в честь апостола Павла на этом месте. В январе 2003 года инициативная группа получила благословение Патриарха Алексия II, и был создан наш фонд. Он был поддержан российским предпринимателем Александром Шарудой, а Самир Эль-Гадбан стал президентом Фонда. Были проведены переговоры с Патриархом Антиохии и всего Востока Игнатием IV (Азимом), который также дал такое благословение: всем митрополитам, священникам и мирянам Антиохийского Патриархата оказывать всяческую поддержку деятельности Фонда духовного наследия апостола Павла. Поддержка эта в основном моральная, и это для нас очень важно.
Теперь в Каукабе возведен большой храм с колокольней, проведена огромная работа по восстановлению монастырского комплекса. Был установлен памятник апостолу Павлу работы Александра Рукавишникова. Образ апостола Павла сразу заинтересовал этого великого мастера, и я, как духовник фонда, благословил его. Так же я принес ему уникальный перевод посланий апостола Павла на русский язык, который был выполнен Российским Библейским Обществом. Александр Иулианович внимательно изучил наследие апостола, его иконографию и создал прекрасный монумент: Апостол Павел как будто делает шаг вперед с книгой в руке.
– Когда был открыт этот памятник?
– Освящение всего церковного комплекса в Каукабе состоялось в мае 2005 года. Его освящал сам Патриарх Антиохийский и всего Востока Игнатий IV (Азим). «Именно здесь и сейчас весь народ Ближнего Востока увидел лицо новой России», – сказал он в своей речи. Я думаю, эти слова красноречиво свидетельствуют о том, какое огромное значение придают на Востоке нашей стране. Кроме того, это еще и оценка нашей работы. Действительно, силами небольшого фонда, далеко не самого крупного из существующих, престиж России на православном Востоке был существенно повышен. И в будущем реализация масштабных гуманитарных проектов будет быстро и эффективно формировать в ближневосточном обществе выгодный для нашей страны политический климат и ещё больше укрепит позиции России как страны-миротворца.
Патриарх Московский и всея Руси Алексий II также высоко оценил результаты нашей двухлетней работы, что нашло отражение в его личном послании и награждении наиболее активных членов Фонда.
Делегацию Московского Патриархата возглавлял архиепископ Курский и Рыльский Герман (Моралин). Вся церемония произвела на нас огромное впечатление. Туда пришло как минимум 30 тысяч человек, это был нескончаемый людской поток. Достаточно сказать, что генерал армии Валентин Варенников, участвовавший в Параде Победы 1945 года, позже говорил, что освящение церковного комплекса в Каукабе стало одним из самых значимых событий в его жизни. Валентин Иванович предложил подключить возглавляемую им «Лигу по защите человеческого достоинства и безопасности» к реализации наших проектов.
Кстати, на открытии памятника апостолу Павлу было много мусульман, в том числе делегации из Ливана, Иордании, Ирака и Турции. Среди почетных гостей были представители всех религий и конфессий Ближнего Востока, а также видные общественно-политические деятели России и Сирии. Все время пребывания российской делегации в Дамаске широко освещалось всеми ведущими телевизионными каналами и печатными изданиями стран Ближнего Востока, многими российскими изданиями.
Следует отметить, что наши проекты получили поддержку и у высшего мусульманского духовенства Сирии. Ведь сирийские мусульмане-сунниты, как и христиане, помнят слова Иисуса: «Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божьими». Что же касается запрета на изображение человека, якобы присутствующего в исламе, то это не является «каноном». Достаточно сказать, что в храме Каабы в Мекке, главной мусульманской святыне, находится изображение Богоматери Оранта, которое сам исламский пророк Мухаммед запретил выносить оттуда. Мусульмане чтят Богородицу под именем Мириам.
Кстати, позже мы побывали в мечети Омайядов в Дамаске, где находится могила Иоанна Предтечи (у мусульман – пророк Яхья). У мусульман есть предание, что Иисус Христос (у мусульман – пророк Иса) сойдет с небес именно там, спустившись на минарет, который носит название Белый минарет Христа. Потом Иисус войдет в мечеть, воскресит Иоанна Предтечу и вместе с ним пойдет в Иерусалим, где будет вершить свой суд над нечестивыми…
– Вы неоднократно бывали на Ближнем Востоке. Не могли бы вы вместить в несколько слов свои личные впечатления от Сирии?
– Конечно, мы много говорим о Востоке, чувствуем внутренне его притяжение, но на самом деле он остается для нас во многом нечто вроде terra incognita. В свои первые поездки я испытывал определенный страх, во многом внушенный сообщениями средств массовой информации о постоянных перестрелках, взрывах, насилии. Но побывав в этих краях, я понял, что обстановка там гораздо спокойнее. Народ там живет совершенно по другим законам, и самое главное – там нет неверующих людей. Все там понимают, что когда-нибудь дадут Богу ответ за свои помыслы и дела…