Полезная информация Сщмч. Климент О храме Духовенство Расписание Богослужений Новости Фото Видео Помощь храму
10.05.2010

«Не пора ли создать Всемирный устав гражданина земли?». Радиостанция «Радонеж»

Сегодня на главные вопросы нашей общественно - церковной жизни отвечает протоиерей Леонид Калинин - член Экспертно-аналитического Совета при Комитете по делам СНГ и связям с соотечественниками Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. В студии Председатель Братства «Радонеж» Евгений Константинович Никифоров.

о. Леонид Калинин:
- В эти дни многое омрачено случившейся катастрофой самолета польского президента. Меня обрадовало, что реакция наших соотечественников была единодушной. Это было искреннее сострадание тем, кто потерял своих близких. Злого было гораздо меньше, чем доброго - злорадства по крайней мере. Злорадство - это вообще нехристианская черта, и она несовместима со званием христианина. Поэтому я думаю, что большинство моих прихожан, многих людей в разных уголках страны и зарубежья - все скорбят, и мы выражаем нашу скорбь и наши соболезнования потерявшим близких в этой авиакатастрофе. Мы в полной мере осознаем весь масштаб трагичности этого события, поскольку отношения России с Польшей всегда были сложными.

В данном конкретном случае они претерпевают испытания, и дай Бог, чтобы эти испытания оказались не разобщающими, не разделяющими народы, которые призваны жить в мире. Чтобы даже такая беда еще больше нас соединила и позволила быстрее забыть общие исторические обиды. Поскольку, если обе стороны начнут предъявлять друг другу счеты - то это будет продолжаться до бесконечности. Наверное, следует поставить точку и обнулить все счеты друг с другом.

Мне кажется, что это понимают и в Польше, и в России, тем более что с Польшей нас связывают не только трагичная история, не только печальный опыт. Мы помним, как наши народы рука об руку боролись с фашистами в Великую Отечественную войну. Скоро будет праздник великой Победы. Во Второй мировой войне было две стороны: одна из них – страны оси Берлин-Рим-Токио, а другая - антигитлеровская коалиция. В этой связи у нас очень много друзей в Польше, которые разделяют наши антифашистские убеждения, с ними у нас есть точки соприкосновения. Так что, дай Бог, чтобы эти настроения возобладали и чтобы этот праздник был достойно отмечен всеми народами Европы и мира. А теперь готов ответить на вопросы.

 - Сегодня днем посмотрела Евроновости. Евросоюз предложил инициативным группам подавать предложения по законодательству в пользу семей. Можно подать такое предложение против ювенальной юстиции? Вообще, хочется, чтобы у власти были толковые помощники, ведь православный народ так богат талантами!

о. Леонид Калинин:
- Понятна ваша озабоченность проблемой ювенальной юстиции. Я советую, посмотрите новые материалы на сайте «Радонеж» в Интернете. Там есть статьи протоиерея Александра Новопашина, протоиерея Максима Обухова. Вот мы выступали на Болотной площади, пришло 5000 человек. Это была наша большая победа, что вышло такое большое количество народа. Наше недовольство было услышано и увидено властью, и были приняты какие-то решения. В результате все это дело может быть отложено в долгий ящик, но отнюдь не прекращено. Ну а, что касается помощников власти в целом, то вот отец Димитрий Смирнов говорит же об этом: можно 500 раз изменять государство - и это будет как в басне И.А.Крылова «Квартет». Так сядем - эдак сядем. А пока наш народ не преобразится, пока сам себя не идентифицирует как русский и православный, который сам за себя отвечает – так ничего и не изменится.

Исторические судьбы европейских народов очень схожи. Единственное, что нас разделяло – так это то, что они католики, а мы православные. В некоторые периоды истории это приводило к большим вооруженным столкновениям и к настоящим войнам. И очень много пришлось перенести многострадальному народу Украины, причем и сейчас это сказывается, поскольку в украинском обществе по-прежнему нет единства. И в отношении России, и в отношении Польши все еще сильно влияние исторического наследия. Поэтому нужно учиться жить в мире. И нужно учиться быть истинным проповедником тех христианских ценностей, о которых говорит Церковь. И, конечно же, нужно учиться быть созидательными, поскольку сейчас в мире доминирует антихристианский образ мыслей.

Мы часто узнаем об этом из современных фильмов, которые пользуются массовым спросом у зрителей. Вот и сейчас раба Божия, которая только что звонила по телефону в студию, напомнила нам о том, как нужны талантливые люди. Эти люди призваны отстаивать то, что является их идеалом. Если их идеалом является Бог, как это было в основанной на Православии великой русской культуре на протяжении 19 века, то это будет подлинным прославлением Бога. А сейчас я вижу много молодых людей, которые ищут по-настоящему глубоких знаний, у которых высокие требования к качеству преподавания. Они хотят быть полезными России, мечтают самореализоваться именно здесь, в нашей стране, несмотря на все трудности, средостения, нестроения, в том числе и как неизжитое до сих пор печальное наследие советского периода. Все это у нас, к сожалению, имеет место быть.

Но я искренне верю в то, что Россия найдет себя и проявит свою стать в современной жизни, на новом витке спирали истории именно как страна талантов. И мне как человеку, который оказывает посильную помощь ответственному секретарю Патриаршего совета по культуре архимандриту Тихону (Шевкунову) - а мы с ним много лет общаемся и трудимся вместе - очень важно, чтобы наша страна была широко известна в мире именно через наши творческие дарования. Поэтому мы призываем всех наших слушателей к раскрытию своих талантов и творческих дарований. Не унывайте по поводу смутного времени, в которое мы живем. Ведь великие произведения искусства и создавались всегда именно в трудные периоды истории.

 - Я очень уважаю глубоко верующих в Господа людей, но давайте рассмотрим ситуацию, вопрос очень серьезный. То, что сейчас творится в Киргизии, русских людей выгоняют – сущие безобразия! А разве это возможно, притом, что веры мусульманская, буддистская, и наша вера православная, они же только на добро настраивают людей. Не пора ли от имени ООН выступить всем вам - церковным товарищам и создать Всемирный устав гражданина земли?

о. Леонид Калинин:
- Я ваш вопрос понимаю. Действительно, если происходят какие-то революции и другие нестроения, то зачастую страдают совершенно невинные люди. Я недавно был в Святой Земле, обратил внимание, и даже наши гиды сказали, что когда происходят военные стычки между израильтянами и палестинцами, то страдают в основном христиане, потому что они вынуждены бежать из многих городов. Появляются ужасные проблемы беженцев. Но единственный для православных людей действенный способ повлиять на эти события и связанные с ними процессы – это, прежде всего, молитва Богу, которая имеет огромную созидательную силу. Между тем мы иногда недооцениваем значение того, что Господь послал нам дар молитвы. А что касается политики, то российская дипломатия должна быть внимательнее к таким фактам и недружественным проявлениям, ни одного случая не оставляя без должной оценки и без возможной реакции.

Е.Н.:
- Нужно не забывать, что у разных религий разная этика. Христианская религия говорит «люби врагов своих», и вся наша идеология, все наше сознание этим пронизано, мы терпим, пытаемся понять и простить. А другая религия говорит: «уничтожай врагов своих».

о. Леонид Калинин:
- Я не вполне с этим согласен. Может быть есть какие-то деструктивные культы, которые ставят вопрос таким образом. Конечно истина одна, и она во Христе, но, например, тот же ислам, неправильно понятый и истолкованный, толкает своих последователей на путь терроризма. Потому что истинный верующий мусульманин, хорошо разбирающийся в Коране, никогда не будет заниматься убийствами. А в том, что касается смысла выражения «люби врагов своих», то надо понимать, что это сказано не для того, чтобы христиане любили врагов своей веры.

Мы ведь тоже брали оружие в руки и готовы были его взять в любой момент, чтобы сокрушить врагов своей веры, своего Отечества - просто их физически уничтожать, что мы и делаем до сих пор в борьбе с врагами, в том числе с теми же террористами. Потому что те люди, которые поднимают руку на невинных граждан, на женщин - они не могут называть себя мусульманами. Это никакие не мусульмане - а люди, которые находятся вне религии. Я удивляюсь, что наши исламские лидеры так невнятно излагают свою позицию в этих ситуациях. Они, в общем-то, признают тот факт, что терроризм - это зло, но я пока не встречал у них мощной консолидированной поддержки борьбы с этим злом. Внешне они как будто соглашаются с необходимостью противодействия терроризму, но внутренне в этом не вполне тверды.

Я выступал на одном ток-шоу, и там были мусульманские лидеры. Вы знаете, я тогда хотел было подсказать им выход из ситуации. Многие и в Дагестане, и в Чечне огорчены, многим даже стыдно, что именем ислама творятся такие мерзости, потому что любое человеческое сердце содрагнется от этого ужаса. Знаете, мои мусульманские собеседники на этом ток-шоу сразу стали громко возражать: «Нет, нет, это не имеет никакого отношения к исламу!». Почему-то мы находим в себе силы сказать, что пензенские затворники - да, это христиане, которые извращенно понимают основы своей веры, и мы будем с ними работать, это наши недоработки. Мы должны нашим православным людям доносить истинное вероучение Церкви. А у мусульман такого нет.

 - Я по поводу вещания радиостанции Радонеж на Юго-Востоке, ближайшее Подмосковье и на 640 и на 812 уже несколько месяцев почти ничего не слышно. Радиостанция Радонеж - это как бы газовый пистолетик в радиоэфире мирового масштаба, а у наших противников ракетная артиллерия и вроде по Конституции у нас нет господствующей идеологии, но на самом деле она свирепствует 20 лет на нашем пространстве. Все видимое и слышимое пространство превращено в агрессивную, разлагающую силу. Неофициальная идеология утвердилась в государстве. Как бороться с ней?

о. Леонид Калинин:
- Официальной идеологии в России нет. Много лет уже пытаются что-то придумать. Но получается, видимо, не то, какой-то уродец, гибрид непонятного происхождения, на который страшно смотреть, его невозможно слушать, а, тем более, нельзя следовать ему. Поэтому наша страна как корабль без руля гуляет в мировом пространстве, так и не сумев уяснить свои исторические пути. А наши руководители пока что не могут подняться на высоту философского осмысления и глобального видения пути России. Им все время приходится заниматься сиюминутными проблемами, отвечать на злободневные вызовы, которые на нас валятся справа и слева. Об этом очень хорошо сказал Владимир Соловьев: «Можно жить целями, а можно жить причинами». Так вот, наша страна, к сожалению, до сих пор пока живет причинами. Именно из-за этого мы до сих пор не можем найти своего пути и понять, куда мы движемся. Поэтому у нас и существуют проблемы во всех сферах. И начинать надо отнюдь не с экономики.

 - Здравствуйте. Сергиев Посад, Андрей. Это я сейчас живу в Сергиевом Посаде, а раньше я долго жил в Оренбургской области как раз на границе с Туркменистаном, и мне кажется, что я понял психологию таких вот коренных мусульман. У нас есть такая поговорка «не в силе Бог, но в правде», у них такого нет, у них Бог только в силе. Я имею много знакомств среди кавказцев, и они уважают именно силу. Терроризм - это сила, эти лидеры никогда открыто не осудят терроризм, пока он – сила. Как только наши службы или сама жизнь как-то раскатают это - они будут в первых рядах всех порицателей и поносителей этого явления, но пока это хоть какая то сила - они его не осудят.

о. Леонид Калинин:
- Та сила, о которой Вы говорите - это не сила ума, не сила души - это сила животного направления. Конечно, есть некоторые теории, которые говорят о том, что человечество в конце концов вернется к своему состоянию первобытности. Скорее всего, если такой силе следовать, о которой Вы говорите, то действительно люди превратятся в обезьян. Очень хорошо об этом сказал блаженно почивший Патриарх Алексий, что те, кто хотят верить, что они произошли от обезьян - пусть верят, может быть, они от них и произошли. Поэтому, знаете, я сторонник другой силы, но я считаю, что именно не в силе Бог, а в правде, а правда - это тоже сила.

Сила, которой боится вся эта животная составляющая, от которой она бежит, потому что она ее не принимает и сторонится от нее. А сила настоящая, как и сила Божия, проявляется иногда в очень незначительных, но уместных действиях, в очень точных словах. Облекается в формы прекрасных произведений литературы и других видов искусства, которые несут в себе огромный положительный заряд. Посмотрите, какое наследие русской литературы, какой колоссальный нравственный пласт! Трудно даже ее сравнить с литературами тех народов, которые признают силу в том контексте, о котором Вы сказали.

Поэтому давайте не будем впадать в панический ужас от того, что происходят всякие несчастья, а будем надеяться на то, что Господь нас с Вами укрепит той силой, которая нам с Вами свойственна, и мы эту силу не должны променять на другую. Это, конечно, не значит, что мы проявляем слабость при отражении каких-то попыток физического насилия. Так, например, Святитель Иоанн Златоуст сказал, что если ты слышишь, что кто-то рядом богохульствует - скажи ему об этом, если он не унимается - еще раз повтори, а на третий раз сокруши ему уста. Здесь имеется в виду проявление определенного действия, в том числе и такого, которое может этого сильного поставить на место. Так что, я думаю, что Бог поможет.

Наш народ еще не до конца осознал, какой силой он обладает. Что такое вообще христианство? Очень сложно однозначно ответить, и, я думаю, что мало кто запросто ответит на этот вопрос. Это - довольно расплывчатое понятие. А вот Православие - что это такое? Православие - это Церковь, это то, что создал Господь на Земле для того, чтобы быть среди нас, быть в нас и быть через нас в этом мире. Какая сила может быть больше, чем сила Божия? Такой силы в природе не существует, поэтому мы вооружены до зубов, просто мы этого не понимаем. Вот я так думаю, что те ребята, которые ищут в русской культуре именно ответы на многие волнующие их нравственные вопросы - находятся на пути к Богу, они ищут дорогу к Храму, но этот первый шаг им тоже надо сделать.

Надо, чтобы Христос был в нас и среди нас, и через нас действовал в этом мире - вот где и в чем сила. И от этой силы, как мы в Пасху поем - разыдутся все враги и расточатся, как дым исчезает, как воск тает от лица огня - вот таким образом вся эта темная шушера попятится назад. Если мы, будучи народом Богоносным, до сих пор не осознали этого, до сих пор не проявили себя в этом качестве, не вздохнули полной грудью, а начинаем бояться, что где-то за углом какие-то неизвестные нам люди замышляют взорвать очередную бомбу – то горе нам! Нет, мы не должны их бояться. Мы должны сделать так, чтобы Христос был в нас. Это самое важное.

Я с большой радостью услышал о визите Святейшего Патриарха в метро и увидел потом по интернету, как это произошло. В общем, это было неожиданным решением Святейшего. И это было очень трогательно для тех людей, кто там собрался, поскольку на всех нас свалилась великая беда, и Патриарх встретил ее рядом со своим народом Божиим. Хотя, конечно, служба безопасности как всегда немного перестаралась, но это все меркнет на фоне того события, которое произошло. Я помню, что покойный Патриарх Сербский Павел также ездил в общественном транспорте, нередко появлялся в горячих точках. И я рад, что и наш Патриарх, тоже следуя этой традиции идти в народ, не побоялся обременить себя таким общением с простыми людьми.

Это очень важно еще и потому, что народ Божий ждет именно такого пастырства, и об этом говорится всюду, которое не было бы оторванным от людей. Мы все должны идти к людям и объяснять им самые нужные вещи. Если же мы будем замыкаться в своих храмах, друг с другом обсуждать свои внутренние проблемы, то мы потеряем себя именно как христианская община. Христианская община в современной России и вообще в современном православном мире – должна быть в виде кристалла, который бросается в раствор и вокруг которого кристаллизуется все общество. Вот это, то есть христианизация общества, и есть настоящая русская идея, призванная послужить тому, чтобы наше общество было кристаллизованным, а не аморфным. К сожалению, еще не до конца и не всеми понятая.

 - Есть известное высказывание святителя Филарета Московского о том, что своих врагов надо прощать, врагов отечества сокрушать, а врагов Христа ненавидеть. У других духовных писателей сказано, что надо любить всех людей. Есть ли здесь противоречие?

о. Леонид Калинин:
- Вот именно любить личных врагов как тех, кто помогает тебе быть более совершенным, не проявлять к ним ненависти за то, что они есть, а принимать их существование как попущение Божие - это совершенно правильно. Так мы и должны относиться к врагам своим, врагов Отечества сокрушать, а врагами веры гнушаться. С тех пор, как это было сказано святителем Филаретом (Дроздовым), ничего не изменилось. Но при этом не нужно все доводить до абсурда и впадать в крайности. Я много раз бывал на Востоке, с том числе в Сирии, где мирно сосуществуют и мусульмане-сунниты, и христиане. Там нет вражды и столкновений.

Если представить дело таким образом, что мы должны ненавидеть мусульман, иудеев и буддистов, идти на них крестовым походом - это скорее свойственно католическому Западу, чем православному Востоку. Именно Запад и более категоричен в этом. Нет мягкости, толерантности, терпения, надо получить все и сразу и сейчас, и обязательно подмять под свою пяту - вот в чем кардинальное отличие Запада от Востока. Восточный, православный путь характерен тем, что мы очень бережно относимся к тому наследию, которое мы получили в святом Евангелии. Для нас самое важное - это то, чтобы именно евангельский дух был в человеке. Ведь евангельский дух -это не добренькая слабохарактерность, не склонность к компромиссам, не безразличное к окружающей действительности существование.

Вспомните, как Иисус Христос жестко обличал тех, кто извращал закон Божий - до полного проклятья. И, напротив, как Он был снисходителен к заблудшим, грешным, но ищущим свой путь к Богу. Поэтому надо постараться, чтобы наш народ как можно быстрее вернулся на свой путь к Богу. Не искал дорогу к чужим богам и не приноравливался к иным верам, а оставался верен своей исконно православной русской вере, которая является становым хребтом России, без которой вообще немыслимо существование России и ее народа. Меня радует, что многие молодые ребята говорят: а можно мы посмотрим старые книги - а что там зашифровано?

Я рекомендую слушателям Радио Радонеж замечательную книгу Валентина Распутина «Прощание с Матерой». Прочтя ее, вы почувствуйте, где была разорвана связь времен, где были ваши корни, когда ваших отцов и дедов просто выдрали из грядки, как говорится, и осушили, не дали питаться. Вот поэтому и ходят по подъездам пить пиво, потому что делать нечего, корни сухие, а если укоренишься вновь - то почувствуешь такую силу, против которой никакая обезьяна не способна восстать.

 - Евгений из Москвы. В Библии написано, что над царскими вратами всегда изображались икона Спаса «Тайная Вечеря». Вот сейчас во многих храмах над иконой Тайной Вечери стали располагать Святую Троицу ветхозаветную Андрея Рублева. С каких времен это появилось и насколько соответствует правилам?

о. Леонид Калинин:
- На больную мозоль мне наступаете, поскольку я сам настоятель храма барочной и даже рококо-архитектуры.

Это - храм священномученика Климента, папы Римского в Замоскворечье, около станции метро «Третьяковская». Можете придти и посмотреть, как мне было трудно, хоть я и художник по образованию, и принимаю каждую историческую эпоху. Но мне было очень трудно начинать служить там, потому что все было позднее, все было 18 века, все было заимствование с Запада.

Но вы знаете - Дух дышит идеже хочет. И облекаясь иногда в не вполне канонические формы, Дух Святой действует иногда во всей своей полноте, поскольку Дух Святой ищет прежде всего спасения человека. Если оно совершается - то достигается главная цель, ради которой Христос пришел в наш мир, чтобы нас с Вами спасти. Поэтому если Вы приходите в храм, Вы больше обращайте внимание на свое сердце, на свои грехи, на свое желание освободиться от них, чтобы именно воспринять ту силу Христову, которую Господь дает всем верующим в Него.

Внешние проявления – да, они существуют. Конечно же есть некоторые моменты, которые, мягко говоря, вызывают смущение. Я думаю, что история 20 века - очень яркое подтверждение тому, что Церковь самоочищается, постепенно избавляясь от наносных внешних и неорганичных, несвойственных Православию форм. Начался плавный процесс возвращения к корням. Этот процесс, несмотря на все страшные гонения 20 века, продолжается и по сей день.

Сейчас, как Вы знаете, любая икона пишется только в православном стиле. Нужно обращаться к глубинным истокам православной культуры нашего народа, в которых и нужно обрести ту истину, почерпнуть ту силу, о которой уже говорилось ранее, для дальнейшей жизни во Христе. Поэтому давайте возвращаться к своим великим корням, которыми пронизаны из глубочайшие христианские пласты нашего вероучения. Россия, вперед, и добавлю, к Богу!

 

10.05.2010, 3490 просмотров.

Храм священномученика Климента папы Римского в Замоскворечье
119017 Москва, ул. Пятницкая, 26, стр.1
e-mail: sanklemente2014@yandex.ru
Телефоны: +7 (495) 953-02-36; +7 (963) 770-67-27  (с 10-00 до 19-00).



Азбука веры

Разработка сайта: Григорий Малышев. Система управления сайтом HostCMS