Полезная информация Сщмч. Климент О храме Духовенство Расписание Богослужений Новости Фото Видео Помощь храму
09.03.2010

Протоиерей Леонид Калинин: «Как источники питают реку, так и книги питают человеческий разум. У того, кто пьет из полноводного, чистого источника и разум будет чист» Сайт «Православная книга России»

Своими размышлениями о роли чтения в жизни человека с читателями сайта «Православная книга России» делится протоиерей Леонид Калинин – настоятель храма во имя священномученика Климента Римского в Замоскворечье, правнук известного духовного писателя протоиерея Валентина Свенцицкого.

Отец Леонид, скульптор по образованию, руководил Координационной группой специалистов по художественному убранству комплекса собора Христа Спасителя в Москве, а также реставрационными работами в Кафедральном Свято-Николаевском соборе Нью-Йорка.

 – Отец Леонид, Вы родились в интеллигентной московской семье. Среди Ваших предков – священник, писатель Валентин Свенцицкий. Какую роль играют книги в Вашей жизни?

– Выбор круга чтения – очень важный вопрос для каждого человека, потому что то, что он читает, чему уделяет внимание, в конечном счете, становится формирующим личность человека информационным полем, в котором он дальше продолжает свою жизнь. Мне особенно хочется подчеркнуть как важно современным людям, особенно молодым, быть внимательными к тому, из какого источника они черпают информацию. Мы же не питаемся отбросами, стараемся избегать грязи в быту, а вот в информационном плане, к сожалению, очень часто вынуждены пользоваться весьма сомнительными источниками. Я имею в виду, прежде всего, средства массовой информации и современные издания, которые засоряют внутренний мир человека.

Книги в моей жизни – это источники. Как источники питают реку, так и книги питают твой разум. Если ты используешь полноводные чистые источники, то и разум твой будет чист, и наоборот.

С детства я очень любил читать разнообразную классическую литературу, как отечественную, так и зарубежную. Многое перечитал, к некоторым книгам возвращаюсь и сейчас. В частности, меня весьма интересует новое, очищенное от советской цензуры, издание собрание сочинений Гоголя, предпринятое Издательством Московской Патриархии.

Удовольствие – читать Чехова, и особая радость, наравне, пожалуй, с духовными книгами – чтение поздних произведений Александра Сергеевича Пушкина. Я люблю и его прозу, и поэзию и считаю его творчество непревзойденной вершиной. Недаром в одном из стихотворений поэт сравнил себя с пророком: в его произведениях действительно чувствуется пророческий дух.

 – Вы уделяете столько внимания художественной светской литературе. А как же обстояло дело с духовным чтением?

– Одной из самых значительных книг в моей жизни всегда была, есть и будет «Лествица» Иоанна Лествичника, хотя она написана для монашествующих, и я прекрасно понимаю, что, может быть, недостоин читать такие книги. Но я все равно очень осторожно обращаюсь к ней и всегда нахожу в «Лествице» лекарство для своей души.

Я воспринимаю «Лествицу» именно как книгу лекарственную, книгу для здоровья. Читают же некоторые люди книги о похудении, избавлении от разных недугов и физических недостатков. Так и я с упоением читаю «Лествицу», потому что чувствую, как она исправляет мое духовное состояние, как она меня, тяжело больного, оздоравливает, показывая мне правильный путь.

Когда я еще делал первые серьезные шаги в Церкви, стал регулярно причащаться и ходить в храм, то однажды увидел во сне, как в мою маленькую комнатку вошел целый сонм святых и какой-то епископ, по виду похожий на святителя Василия Великого, строго спросил: «Покажи нам твои книги».

Я протянул руку к книжной полке. Там, как оказалось, стояло много книг, которые я действительно прочел, но были и другие, незнакомые. Святитель взял с полки одну из них, на который было крупно написано «Лествица», открыл ее, и я увидел, что у этой книги – золотые страницы. Святитель сказал: «Вот эту книгу читай, эта книга с золотыми страницами».

«Лествица». Странное название, я и не знал, что такая книга существует. Начал расспрашивать своего духовника протоиерея Вячеслава Савиных, настоятеля Спасского собора Спасо-Андроникова монастыря, есть ли вообще такая книга, или нет.

– Конечно есть, это каждый школьник знает, по крайней мере, каждый студент семинарии и практикующий христианин, – ответил он.
– Я и не знал, а мне вот велено читать.
– Ну, хорошо, мы тебе подарим.

Так мне подарили «Лествицу», которую я берегу, часто читаю и всегда беру с собой в поездки. А езжу я очень много, и стараюсь, как двоечник снова и снова повторяет материал к экзамену, перечитывать ее, начиная с самого начала, с первых глав. До конца «Лествицы» за все эти годы я так и не дошел, не дочитал я эту книгу с золотыми страницами.

 – Какое впечатление на Вас произвели книги прадеда, священника Валентина Свенцицкого?

– Поздние произведения протоиерея Валентина Свенцицкого – один из чистейших, с точки зрения Православия, источников церковной мысли о Боге, о человеке и спасении в сложных условиях безбожной власти и агрессивного мира. Сегодня безбожная власть отпала, но агрессивный мир занял ее место. Православный человек теперь находится в несколько иных условиях: официально его не гонят, но все вокруг направлено против него. В его сердце, как острия смотрят жала газет и журналов, стремящихся похитить его душу.

Как происходит засорение письменных источников? Когда душа человека засорена, он начинает транслировать, пропагандировать то, что идет из его сердца. Источник чист тогда, когда чисто сердце, а сердце человека чисто тогда, когда он обращается к Богу с покаянием.

Что касается книг протоиерея Валентина Свенцицкого, то, конечно мой приход к вере вообще напрямую связан с ним. Благодаря ему я стал верующим. Когда я впервые увидел фотографию прадеда в семейном альбоме, никто не мог мне точно ответить, кто это, потому что его история в семье скрывалась. Наконец моя бабушка рассказала, что это ее отец, который был очень известным проповедником. Что значит «проповедник» я тогда не понимал, и переспросил: «Он был священником?» Она снова, с акцентом, подчеркнула: «Проповедником».

Я тогда ничего не понял, но стал внимательно читать его «Диалоги». Книга Валентина Павловича Свенцицкого дошла до меня в машинописном варианте через отца Владимира Воробьева, замечательного пастыря, одного из духовников нашей семьи. Он был духовным отцом и моей покойной мамы, Ирины, и моего дедушки Бориса, пришедшего к вере в пожилом возрасте.

В этой, наверное, седьмой копии текста буквы еле-еле прочитывались. Тогда ведь, в 1980-е годы, духовных книг просто не было. Это мы сегодня так избалованы, что у нас литературы-то много, да мало кто ее покупает и читает. Сейчас нас окружает море изданий, а мы тогда жили в полном информационном голоде, купить Евангелие составляло огромную проблему.

Я начал читать «Диалоги» и был поражен: какая ясность мысли в изложении очень сложных вопросов! Такая ясность и простота отличает по-настоящему духовного человека!

Последние годы, когда мы стали тесно общаться с Анатолием Борисовичем Свенцицким, меня очень заняла его книга «Они были последними» и та ее редакция, которая в 2009 году вышла в Издательстве Московской Патриархии под названием «Невидимые нити: Церковь, события, люди».

 – Как пастырь, вы все время общаетесь с людьми и лучше других можете ответить, читают ли они сейчас духовные книги, находят ли в них ответы на свои вопросы?

– Читают, и читают много. Более, того, порой я себя чувствую неловко, потому что многие люди читают гораздо больше меня.

Ко мне постоянно приходят прихожане с разными серьезными вопросами. Например, происходят такие диалоги:
– Батюшка, а как вы относитесь к полемике между профессором Московской духовной академии Алексеем Ильичем Осиповым и митрополитом Антонием Сурожским?
– Боже, какая полемика? Была ли она?
– Да, была, батюшка, мы ждем от вас ответа.

Тогда, конечно, приходится бежать к интернету, и смотреть, где же А.И.Осипов полемизировал с митрополитом Антонием? Оказывается да, было такое, но только уже в одностороннем порядке, после кончины архипастыря.

Алексей Ильич подверг очень серьезной критике некоторые моралистические проповеди Владыки Антония, и не могу сказать, что профессор Московской академии в чем-то допустил грубую ошибку, потому что он строит свои речи, как хороший шахматист и всегда стремится в конце поставить мат без всякой возможности отыграться. Его доказательства очень логичны. Он энциклопедически образован и умеет ясно подавать материал.

Вот такие мне задают вопросы. Бывает и другое. Недавно одна прихожанка принесла книгу моего духовного отца архимандрита Иоанна (Крестьянкина) со словами: «Батюшка, я ее всю перечитала и сделала подчеркивания для вас, посмотрите, пожалуйста». Открыв книгу, в которой почти 550 страниц, я увидел, что там подчеркнуто почти все. Конечно, я воспринял это не как шутку, а как серьезное вразумление для себя о том, что надо жить не только воспоминаниями о старце и личном общении с ним, но и читать книги, которые изданы по его благословению и в его редакции.

Так что, могу сказать, что люди читают и интересуются книгам, но, в основном, это касается части учащейся молодежи и, по большей части, людей пожилых, которые имеют время на чтение. Люди среднего возраста, к сожалению, несут такие жизненные тяготы, что у них просто нет возможности читать книги.

 – Сравнительно недавно широкую дискуссию среди православных вызывал вопрос – допустимо ли разрешать детям читать серию книг о «Гарри Поттере». С выходом последнего тома многие читатели изменили свое первоначальное мнение об этом романе, который сначала считался простой пропагандой магии. Каково Ваше отношение к этой сказке?

– Не могу сказать, что это книга однозначно вредная, сатанинская и подлежит сожжению. Я вижу в ней достаточно много позитивных элементов, связанных с понятиями о дружбе, о предательстве, добре и зле. Но я не нахожу в этой книге персонифицированного Бога, (как это было, к примеру, в «Хрониках Нарнии» К.С. Льюиса), хотя зло вполне понятно и имеет свое имя и личность.

Для всего западного мира характерно забвение о том, что Бог – это Личность, воплотившийся в мир Иисус Христос. Отсутствие Бога приобретает еще более страшные и гротескные формы в кинематографе, в котором положительные герои борются со злом сами по себе, не являясь Божией силой.

Божественное присутствие, ясно читавшееся в книгах К.С.Льюиса и Дж.Р.Р. Толкиена, которые, безусловно, были людьми христианского мировоззрения, куда-то совершенно исчезло из экранизаций их произведений.

Эти писатели создавали сказки, которые нельзя строго оценивать по шкале апологетики или догматики, но в них был ясно выражен Бог, Который присутствует в любом серьезном произведении искусства. Без Бога нет искусства, а в современных экранизациях и интерпретациях старых классических авторов почему-то полностью выпадает именно это, самое главное. Мне кажется, что новая культура специально подготавливает сознание людей к тому, что Бог не должен занимать существенного места в их жизни.

 – В эпоху отсутствия духовной литературы одним из путеводителей к вере для наших соотечественников стал практически культовый для старших поколений роман «Мастер и Маргарита». Но стоит ли нашему верующему современнику, подростку читать эту книгу, в которой столь ярко запечатлено действие не божественных, а демонических сил?

– Что касается романа «Матер и Маргарита», я, безусловно, его читать бы рекомендовал. Я прочел его, уже придя к вере, и, конечно, многие вещи показались мне не только вымыслом, но и настоящей апологетикой сил зла, что меня, конечно, совершенно расстроило.

Но я также понял, что написать такой роман, выразить свое мировоззрение в 1930-40-е годы было равносильно самоубийству. Этот роман стал большим прорывом в духовную область из материализма, которым жило все общество советского времени. Но прорывом в область, к сожалению, отнюдь не светлую. Об этом говорят сцены полета на метле, шабаша и другие. Но ведь к таким же темам обращался и Н.В. Гоголь. Мы же не осуждаем его, и не говорим, что надо сжечь «Вечера на хуторе близ Диканьки». Описания злых сил у Гоголя еще ярче: «Вия» тогда вообще надо изъять из библиотек.

К демонической теме обращались многие писатели разных эпох как на Западе, так и у нас. Вопрос в том, какой вывод делают люди из этих книг, не пытаются ли их авторы привлечь человека на сторону зла.

Если в книгах Гоголя мы абсолютно точно оцениваем зло как зло, понимаем его деструктивную сущность, от которой надо держаться подальше, то в книгах Булгакова оно показано в более привлекательном виде. После прочтения «Мастера и Маргариты» многие женщины мечтали раздобыть описанную там волшебную мазь и научиться летать по воздуху. А ведь это небезопасно не только для психики, но и чисто физически.

Такая опасность в этом романе есть, но запрещать его читать или называть его откровенно деструктивным я бы категорически не стал. Эта книга заставляет думать, она делает читателя более осторожным в оценках и приводит его, если человек уже обращен к Богу, к более осознанной вере в Спасителя и Господа нашего Иисуса Христа, Победителя тьмы, Победителя ада.

 – Меняет ли, по-Вашему, отношение наших современников к книгам и чтению использование интернета?

– Как я уже говорил, книга – это родник, источник. Если ты не читаешь, твоя река пересохнет. Интернет, кажется, является альтернативным источником, но на самом деле он сушит мозги.

В интернете мы получаем информацию небольшими блоками, урывками. Такими темпами уже невозможно и непривычно читать эпические произведения, скажем, «Войну и мир» Л.Н.Толстого. Нам скорее подавай «Войну и мир в комиксах»: объем небольшой, суть выражена в сжатой форме, необременительно, никаких лишних описаний природы, внутренних переживаний героев. Одна развернутая фабула. Как говорят, молодые, «прикольно», другого слова даже не подберешь.

Серьезная музыка и серьезная литература – это, говоря грубым современным языком, такой информационный продукт, который способен формировать не только эмоциональную, но и духовную сферу человека. Если люди не читают серьезную классическую литературу – это невосполнимая утрата. В этом смысле интернет – враг развития личности, поэтому пользоваться им нужно дозировано.

 – При храме во имя священномученика Климента действует свое книжное издательство. Какую литературу помимо уже вышедших брошюр о храме и его небесном покровителе вы планируете издавать?

– Сейчас мы работаем над объемной книгой «Священномученик Климент в истории христианства». Обилие материала, связанного с именем этого святого просто беспрецедентно – тут вся история Церкви от первого века до наших дней. Значение священномученика Климента для России, для славянского мира трудно переоценить. В тех книгах, которые мы успели издать, в том числе и об Свято-Климентовском Инкерманском монастыре в Крыму, – только малая толика того, о чем мы хотим рассказать в большом труде, который почти готов.

 – Свобода, которую обрело православное книгоиздание в последние годы, породила ряд довольно сомнительных книг, которые, тем не менее, иногда попадают в церковные лавки. Приходилось ли Вам сталкиваться с такими случаями?

– Конечно, я просматриваю закупаемые нашим храмом книги. Иногда делаю жесткие вразумления, если что-то куплено неправильно. Я не люблю безобразные апокрифические тексты и литературу кликушеского характера, которая сеет всякие суеверия. Мне нравится только то, что имеет прямое отношение к православному учению. В церковном ящике другого быть и не должно.

Иногда наши сотрудники по недосмотру или ошибке допускали появление в лавке литературы, неподобающего, на мой взгляд, содержания, но она быстро оттуда удалялась. Причем хочу подчеркнуть, что здесь активную позицию занимают прихожане. Они не поглощают смиренно все то, что им предлагает наша церковная книжная лавка, но и сами просят, чтобы закупили какую-то литературу. Если прихожане замечают что-то отрицательное, неканоническое, когда, например, кто-то пытается раскладывать на подоконнике храма бесплатные газеты, они моментально реагируют и тут же сообщают мне об этом факте, который сразу получает свою оценку.

 – Какие церковные издания наиболее востребованы в настоящее время?

– Пожилые прихожане очень часто спрашивают о молитвословах с крупным шрифтом, а молодежь – литературу о семейной жизни и воспитании детей. Мы делаем корректировки исходя из потребностей живых людей. Церковь для того и существует, чтобы работать с живыми людьми, помогать им нести свой жизненный крест.

Как ни странно, стали очень популярны книги аскетического содержания. В последнее время вышло много греческих богословских книг. Их обсуждают и задают очень сложные вопросы, потому что и сами книги очень сложные, даже не всегда полезные для людей новоначальных. Также очень интересуют прихожан периодические издания.

 – Да, я обратила внимание, что в вашей лавке широко представлена практически вся ведущая церковная периодика Москвы.

– Если иметь в своем распоряжении 5-6 православных журналов, то можно на целый месяц обеспечить себя довольно качественным, полезным чтением и для ума и души.

 – Какие рекомендации Вы бы дали православному автору или книгоиздателю?

– Православным людям нужно писать достаточно простые и ясные вещи. Например, в 1990-е годы в Спасо-Андрониковом монастыре протоиереем Вячеславом Савиных издавался сборник «Хоругвь», в котором публиковались замечательные материалы, ставшие для меня настольным чтением. Статьи об иконописи выдающегося иконописца Виктора Комаровского (Комаровский Владимир Алексеевич, расстрелян в Бутове), статьи В.Н.Лосского «Спор о Софии» повествующие о том, как Патриарх Сергий (Страгородский) с членами Священного Синода Русской Православной Церкви положили конец софиологической ереси в 1944-45 годах.

Как простыми словами, с какой удивительной ясностью и силой Патриарх Сергий камня на камне не оставили от ереси софиологов, развалив всю аргументацию протоиерея Сергия Булгакова, как карточный домик!

Писать и издавать нужно не просто вариации на тему духовных впечатлений, а плоды духовного горения человека. Душа должна быть живой, и литература, которая рождается в таком горении, будет полезной, нужной, донесет до людей тот импульс, который поможет им в духовных и житейских нуждах.

 – Что Вы пожелаете человеку, читающему сейчас эти строки?

– Пожелаю помощи Божией в делах, чтобы Господь руководил и управлял вашими мыслями, чувствами, намерениями, чтобы жизнь человеческая была не просто отбыванием повинности на этой планете, а стала путем в Царство Небесное. Пусть книги помогут читателям стать чище и мудрее.

 

Интервью записала Валерия Ефанова

09.03.2010, 4449 просмотров.

Храм священномученика Климента папы Римского в Замоскворечье
119017 Москва, ул. Пятницкая, 26, стр.1
e-mail: sanklemente2014@yandex.ru
Телефоны: +7 (495) 953-02-36; +7 (963) 770-67-27  (с 10-00 до 19-00).



Азбука веры

Разработка сайта: Григорий Малышев. Система управления сайтом HostCMS