Праздник Казанской иконы Божией Матери. День народного единства. История праздника, храмовая почитаемая икона.
Этот знаменательный день имеет непосредственное отношение к истории нашего храма.
4 ноября (22 октября по старому стилю) в России отмечается один из самых молодых государственных праздников – День народного единства. Немногие знают, что эта дата связана с конкретным, важнейшим для истории нашей страны историческим событием. Четыре столетия назад в начале ноября 1612 года воины народного ополчения под предводительством гражданина Кузьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского штурмом взяли Китай-город, освободив Москву от польских интервентов и "продемонстрировав образец героизма и сплоченности всего народа вне зависимости от происхождения, вероисповедания и положения в обществе". В мрачное Смутное время на Руси бесчинствовали Лжедмитрии, страна задыхалась от отсутствия централизованной государственной власти и постоянной дележки властных полномочий между боярами. А Речь Посполитая уже планировала захват власти, полное подчинение Руси и освоение ее огромнейших территорий. И если бы у польской шляхты эти планы осуществились, кто его знает, кем бы мы сейчас были?..
Само место, где стоит наш храм, вошло в военную историю Москвы: в старину здесь находился Климентовский острожец - "крепостца на Ордынцах", где в начале сентября 1612 году произошло первое сражение народного ополчения князя Пожарского с польским войском под предводительством гетмана Ходкевича. В то время и упоминается уже эта замоскворецкая деревянная церковь Климента, папы Римского. Именно борьба за Климентовский острожек определила дальнейший ход русского освободительного движения. Ходкевич бросил на острожек пехоту из отряда Граевского. Вместе с нею своею охотой пошли казаки из полка Зборовского. С тыла над позицией русских нависала другая опасность – гайдуки с балчугского плацдарма. Усилия отряда, защищавшего крепостицу, оказались тщетными. Бой за ключевой острожек кончился тем, что значительная часть русского гарнизона оказалось перебитой, а те, кто уцелел, разбежались. Поляком досталось несколько легких пушек. Задача Ходкевича фактически оказалась решенной: он пробился к центру Москвы. Поляки могли поздравить себя: они победили.
Оба русских земских ополчения были разгромлены и отступили с большими потерями. Враг отвоевал свое право удерживать Москву. Пожарскому с Трубецким впору было отступать из Великого города и начинать сбор третьего земского ополчения, поскольку удержать столицу им стало просто некем. Катастрофа совершилась.
Но… милостив к нам Бог.
То, что произошло дальше, действительно, иначе как чудом не назовешь. За несколько часов величайшее поражение обернулось величайшей победой. Польско-литовская армия устала. Она была до предела измотана кавалерийским сражением, прорывом укреплений по рву Деревянного города, боем за Климентовский острожек.
Русские источники свидетельствуют: вражеские роты остались в Климентовском острожке, установили на стенах знамена и ввели внутрь часть обоза. Но как много людей отрядили для его охраны? Видимо, польские военачальники не то чтобы оставили острожек на произвол судьбы, они просто недооценили ополченцев и выделили для обороны укрепления незначительный отряд. В любом случае, главные силы вернулись в расположение гетманской армии, к Екатерининской церкви.
Ходкевич точно так же недооценил перспективы продолжения борьбы, как и его подчиненные. Он… не торопился. А русская пехота, разбитая и рассеянная, никуда не исчезла. Ей некуда было отступать. Казаки и стрельцы, выдавленные с оборонительных позиций, засели по рвам, укрылись в ямах, огородах, спрятались за печами, в лопухах и крапивных зарослях. Оттуда они внимательно наблюдали за поляками. Здесь были и те, кто пришел из полков Пожарского, и те, кто подчинялся Трубецкому. Вскоре они заметили: большая часть поляков, взявших Климентовский острожек, ушла оттуда. Боевое охранение осуществляется малыми силами. Дух общего громадного усилия, дух самопожертвования оказался столь силен, что дал им решимости для новой схватки. Казачьи начальники, сговорившись между собой, подняли людей и стремительной атакой отбили острог и церковь. Венгерские наемники, составлявшие гарнизон острожка, не ожидали нападения. Они растерялись. Половину венгров казаки вырезали, остальные спаслись бегством. Преследуя отступающих, русская пехота немало положила их на месте. Летопись говорит о семи сотнях убитых венгерских пехотинцев. Ключевой пункт обороны был ополченцами отбит.
Вести об успехе пехотинцев быстро разлетелись по Замоскворечью. Павшие духов ополченцы ободрились. Малыми группками они устремились к деревянному форту, над которыми вновь поднялись русские знамена. Климентовский острожек стал местом концентрации казачьей и стрелецкой пехоты. Оттуда русские отряды двинулись южнее и засели слева и справа от Ордынки – за печами, изгородями, развалинами домов, в ямах и погребах. Они готовились встретить пальбой Ходкевича, когда он вновь двинется к острожку.
Ополчение Минина и Пожарского уникально тем, что это единственный пример в русской истории, когда судьбу страны и государства решил сам народ, без участия власти как таковой. Народ скидывался на вооружение последними грошами и шел освобождать землю и наводить порядок в столице. Воевать шли не за царя – его не было. Наши пра-пра-пра-пра-много раз пра-деды шли воевать за родную землю, и они победили. Тогда объединились все сословия, все национальности, деревни, города и метрополии. Считается, что 4 ноября 1612 г.(в день празднования Казанской иконы Божией Матери) польско-литовские интервенты были изгнаны из Москвы, что и ознаменовало собой конец Смутного времени. Именно Казанская икона всегда помогала русским в борьбе с иноземными захватчиками. Чудотворный образ той иконы находился в ополчении Минина и Пожарского в ходе освобождения Москвы от поляков. Кутузов молился Казанской иконе перед Бородинским сражением. С молебна именно перед этой иконой началась Сталинградская битва. Свидетелем обретения образа и совершавшихся от него чудес был казанский священник, будущий Патриарх Московский и всея Руси священномученик Ермоген. В 1612 году, когда польские интервенты обманным путем овладели Москвой, Патриарх Ермоген активно призывал народ встать на защиту родины. Тогда в ополчение, которое возглавил князь Дмитрий Пожарский, из Казани прислали чудотворный образ Пресвятой Богородицы. Ополченцы наложили на себя трехдневный пост и обратились к Господу и Богородице с молитвой о помощи. Молитва была услышана! В память об окончании Смутного времени на Красной площади в 1612 году был основан Казанский собор. Почти 300 лет до революции этот праздник отмечался на Руси как общенародный.
С праздником!
ЧИТАТЬ ПОДРОБНО ПРО КАЗАНСКУЮ ИКОНУ БОГОМАТЕРИ
Икона Божией Матери «Казанская»
Этот Образ появился в нашем храме в 2010 году и выносился для поклонения ежегодно 3-4 ноября. По сведению экспертов – он является одним из наиболее древних сохранившихся списков с оригинала иконы. В 2021 году икона размещена в храме.
Один из наиболее почитаемых на Руси - Образ Богородицы явился в Казани в 1579 году, когда город этот еще трудно было назвать русским.
Само явление произошло следующим образом. Спустя некоторое время после произошедшего пожара одной девятилетней девочке – Матроне, дочери стрельца царского войска – начинает являться Сама Божия Матерь с повелением отыскать Свой образ на одном из пепелищ. После первого явления Богородицы девочке никто не поверил. Однако Матерь Божия является Матроне еще не раз и не два, и девочка продолжает обращаться к взрослым с просьбой отыскать образ. Через некоторое время мама Матроны обращается к православным священникам с просьбой о помощи и рассказом о чудесном видении своей дочери. Однако священнослужители сомневаются в истинности этих явлений и не спешат отыскивать образ. Лишь только после неоднократных настойчивых обращений к епископу Казани было решено отыскать образ Пречистой Богородицы. В результате образ, завернутый в сукно, был найден на одном из пепелищ. По преданию, образ был найден только тогда, когда копать начала сама Матрона. На месте обретения иконы по указу царя был построен Богородицкий девичий монастырь и церковь, а первый ее список был отправлен в Москву.
Икона находится в Знаменском приделе.