История храма во имя священномученика Климента папы РимскогоСвято-Климентовский храм закономерно доминирует в районе, издревле именуемым Заречьем, или Замосковьем. Отсюда Большая улица и Ордынская дорога вели в Золотую Орду. Здесь проживали «толмачи» — переводчики и «ордынцы» — исполнители воли великого московского князя в Орде. Сюда, преодолев моря и реки, привозили свои товары иноземные купцы — «гости». Возможно, на рубеже XV — XVI вв. они и основали у так называемого замосковского Ленивого торжка церковь в честь Климента Римского, чтобы возносить в ней молитвы священномученику — покровителю всех жаждущих света истинной веры Христовой и путешествующих по водам. С середины XVI в., во время царствования Иоанна Грозного, по линии нынешнего Климентовского переулка селились стрельцы. Видимо, в центре их зареченской слободы располагался Свято-Климентовский храм. Подтверждение находим в названии этого места обитания государевых ратников — Климентовский городок, или острожец, осторожок. Кстати, церковь, тезоименитая святому апостольскому мужу Клименту, автору «Первого послания» к Коринфской церкви, хороша видна из расположенного напротив Кремля, который в 1339 г. был внове заложен после страшного пожара и наводнения при Иване Калите — как раз «месяца ноября в 25 день, на память святого мученика Климента». Уже на первой карте Москвы — «Годунове чертеже» 1597 г., обозначена деревянная Климентовская церковь. Ее же мы встречаем на последующих планах — «Сигизмундове» 1610 г., Олеария 1636 г., Мериана 1643 г. и других. Господь сподобил храм стать форпостом при освобождении Первопрестольной столицы от иноземных интервентов в период Смутного времени. Сражение 24 августа 1612 г. у Климентовского острожка стало тогда для России символом «крепкостоятельства» и мужества православных воинов. Именно у Свято-Климентовской церкви началось освобождение Москвы от польсколитовских захватчиков, здесь, по небесной молитве замученного в феврале 1612 г. Всероссийского патриарха Гермогена, произошел перелом в ходе баталий, решавших судьбу государства Российского. Как писал активный деятель Смутного времени инок Авраамий Палицын, «рустии полцы… на бегство устремишяся; тако же и пешие вси, ров покинувшие, побегошя и острог у святаго Климента покинули, из града же вышедшее, литовские люди в том острошки сели и знамяна на церкви поставили и запасы многие в тот острог ввезошя, яко никоме же им возбраняющу». Однако отступившие казаки, не дожидаясь приказа, штурмовали Климентовский городок и, уничтожив вражеский гарнизон, овладели им. Отец Авраамий, посланный Д.М. Пожарским для воодушевления воинов, нашел их уже поправшими неприятеля и готовыми далее «вси умрети, а не победивше врагов своих никако же не возвратитися». И хотя полную победу еще предстояло завоевать тяжкими ратными подвигами, бои у церкви во имя священномученика Климента, папы Римского, явили веру «непоколебимо» сражавшегося русского ополчения в независимость Родины. Автор «Краткого исторического описания московской Климентовской, что на Пятницкой улице, церкви» отметил, что «сражение при Климентовском острожке было как бы зерном спасения Москвы и России», а сам храм, как свидетель этого важного события, приобрел «особое историческое значение для Отечества». Таким образом, священномученика Климента Римского, наравне с чудотворной Казанской иконой Божией Матери, можно считать Небесным заступником русской армии. После подписания в 1618 г. перемирия между Россией и Польшей завершилось опустошительное «лихолетье» и началось постепенное восстановление мирной жизни. «Московская разруха» оставила только выжженное поле в еще недавно процветавшем Климентовском острожке. Всего около двух тысяч стрельцов вернулось на родное пепелище. Все приходилось начинать сначала. И по православной традиции первым делом взялись, помолясь, за восстановление своего приходского Свято-Климентовского храма с погостом. Впервые он упоминается под 1625 г. в «Ружных книг» Патриаршего Казенного приказа. По-видимому, главный его престол изначально был посвящен священномученикам Клименту, папе Римскому, и Петру Александрийскому. Однако церковь традиционно величали Климентовской. Во второй половине XVII в., когда к этому храму пристроили более обширный — Знаменский, с приделом в честь святителя Николая, архиепископа Мирликийского, его иногда называли Знаменским. В церковной ризнице хранилась древняя рукопись «Сказание о бывшем чудеси от святых икон Знамения Пресвятыя Богородицы и Святителя Николая». В этом списке второй половины XVIII века повествовалось о думном дьяке Александре Степановиче Дурове († 1671), которого в 1636 г. оклеветанного пред царем Михаилом Федоровичем, обвинили в измене и осудили на смертную казнь. Горячая молитва царского слуги перед иконами Богородицы и святителя Николая оказалась услышанной «на небесех». Предстательством Пресвятой Девы и угодника Божия Николая царь вернул Дурову все надлежащие ему привилегии, наделил вотчинами и наградой из царской казны. В память о своем спасении и в назидание будущим поколениям чиновник «устроил» на месте своего дома каменную церковь, украсив ее «всяким благолепием», передав туда обе намоленные чудотворные иконы. К образу святителя Николая был прикреплен серебряный ковчежец в виде панагии с частицами многих святых мощей, «означенных вырезанными буквами на крышке этого ковчежца». Таким образом, зафиксированная в «Ружных книгах» под 1662 г. новая церковь «у Климента» и есть обетный Знаменский храм Дурова. Из чертежа 1789 г. следует, что был он небольшого размера, с трехчастным алтарем. Южный Никольский придел имел свою алтарную апсиду, за которой располагался погост, а далее — дворы причта. По причине нищенского содержания, поступавшего от малочисленных прихожан обеих церквей, их окормлял один и тот же клир. Священствовал тогда отец Варфоломей Леонтьев, участник Ливонского похода. После того как в 1698 г. император Петр I окончательно расправился со стрельцами, жизнь в Замоскворечье навсегда переменилась. Теперь здесь главенствовали купцы, и церкви строились уже их иждивением. Из документов известно, что в 1730 г., «по челобитью» отца Симеона Васильева, бывшего настоятелем с 1720-х по 1762 г., появился указ, дозволявший в Знаменской церкви «старый свод разобрав поднять в вышину и построить вновь, также и престол в той же церкви сделать посреди алтаря понеже оный престол стоял к одной стороне». В 1738 г. в храм был поставлен викарный священник Артемий Трофимов, ежедневно служивший раннюю литургию в приделе священномучеников Климента Римского и Петра Александрийского. В апреле 1756 г. отец Симеон с «приходцкими людьми» в поданном в Московскую Духовную консисторию прошении отмечал, что «предел и трапеза от давних лет пришли в ветхость, отчего службу Божию исполнять весьма небезопасности, чего ради желаем мы вновь перестроить… на том же месте и в тоже наименование». После того, как осмотревший трапезный храм благочинный Замоскворецкого сорока засвидетельствовал его «ветхость и безнадежность», последовал синодальный указ, разрешавший строительство. Все расходы принял за себя богатейший предприниматель коллежский асессор Козьма Матвеевич Матвеев (около 1707 — 1775) — подлинный благодетель Свято-Климентовского храма, в приходе которого этот именитый московский купец имел огромную усадьбу (ныне дом № 31 по Пятницкой улице). К тому же Матвеев обладал высоким художественным вкусом и был связан с Императорской Академией художеств. В 1862 г. в газете «Московские ведомости» Р. Игнатьев опубликовал статью, в которой утверждал, что строителем и благодетелем Свято-Климентовского храма являлся видный дипломат и государственный деятель А.П. Бестужев-Рюмин. К сожалению, это повествование, не подтвержденное никакими документальными свидетельствами, подхватили современные исследователи. Причем, они игнорировали вышедшее еще в 1863 г. в газете «Наше время» опровержение статьи Игнатьева, основанное на данных архива Московской Духовной консистории и впервые достаточно полно излагающее историю строительства церкви во имя священномученика Климента, папы Римского. Кстати, в упомянутом выше ее «Кратком историческом описании», изданном в 1904 г., автор, а им, видимо, являлся настоятель А.С. Парусников, нет ни слова о великом канцлере Бестужеве-Рюмине. В феврале 1758 г. осмотревший возведенные храмовые строения член Московской Духовной консистории протопоп Рождественского собора Иаков Григорьев заявлял, что при церкви Знамения Пресвятой Богородицы новая трапезная имеет два придела: южный -»Климонта Папы Римского», северный — во имя иконы Пресвятой Богородицы «Неопалимая Купина», «в которых и престолы устроены в указную меру, также образами и всем церковным благолепием оные приделы украшены и одежды на престоле и на жертвенниках в готовности и сосуды церковные устроены, и ко освящению их совсем приготовлены». Тогда же были получены новые антиминсы. 14 февраля 1758 г. митрополит Московский и Севский Тимофей (Щербацкий, † 1767) освятил Свято-Климентовский придел. Сдержанный внешний вид древней Знаменской церкви, вероятно, определил компактность новой трапезной и колокольни, архитектурное решение которых соответствовало нормам московской зодчества середины XVIII века. По московской традиции, автором проекта трапезной и колокольни считается архитектор А.П. Евлашев. В мае 1762 г. «доброхотный и боголюбивый вкладчик» К.М. Матвеев обратился к Московскому митрополиту Тимофею с прошением, в котором выражал желание вместо «настоящей каменной церкви во имя Знамения Пресвятой Богородицы» вновь на том же месте «обширную каменную своим коштом разобрав построить». Скоро последовавший указ Московской Духовной консистории позволял купцу «то строение производить в силу правил святых отец, и престолы устроить в указную меру, и построя убрать иконостасами и святыми иконами и протчим церковным благолепием украсить и всею церковною утварью удовольствовать неоскудно». Строительство продолжалось восемь лет. В 1762 г. в Климентовскую церковь поступил новый священник отец Петр Федоров — вместо отца Симеона Васильева, пришедшего «в великую старость и крайнюю слабость». В мае 1770 г. отец Петр и Козьма Матвеев оповестили Московскую Духовную консисторию, что «предписанная-де церковь на том же месте каменная обширным строением и внутри иконостасами совсем окончена». Архиепископ Московский и Калужский Амвросий (Зертис-Каменский, † 1771) благословил освятить новый обширный престол во имя Преображения Господня. Приделы же посвятить Знамению Пресвятой Богородицы и Николая Чудотворца. На хорах «два придела учинить… поставкою иконостаса со святыми иконами во имя Вознесения Господня да Рождества Богородицы и все пять престолов на выданных на атласе антиминсах освятить дозволить». Чин освящения главного престола в честь Преображения Господня совершил Московский архипастырь Амвросий в Духов день, 24 мая 1770 г. Расположенный справа от него Никольский придел был освящен 11 июня, левый, Знаменский, — 25 августа. Богородице-Рождественский придел слева на хорах освятили 7 сентября. А придел во имя Вознесения Господня, по неясным причинам, был освящен только через несколько лет — 28 мая 1774 г. В 1770 г. Матвеев пожертвовал храму большой колокол. Еще одним колоколом храм обзавелся через 12 лет. Всего колоколов насчитывалось восемь. Итак, по главному престолу новый храм стал именоваться Преображенским. Но даже в официальных документах гораздо чаще встречается его древнее, исконное название — Климентовский. Он стал украшением не только Замоскворечья, но и всей древней столицы. По описи, проведенной в 1770 — 1771 гг., уникальное творение неизвестного зодчего оказалось в числе пяти «наилучших во всей Москве» храмов. Действительно, его совершенное здание свидетельствует о незаурядном даровании автора проекта, который приписывали Ф.Б. Растрелли, А.П. Евлашеву, С.И. Чевакинскому, И.Ф. Мичурину, И.П. Жеребцову, И.Я. Яковлеву. Наиболее убедительным кажется предположение об участии итальянского архитектора П.А. Трезини в разработке проекта замоскворецкой святыни, воплощенного позднее московскими архитекторами. Господу угодно сокрыть до времени имя творца этого дома Своего. Вспомним, сколько церквей известных проектировщиков кануло в Лету, а единственный в столице барочный пятиглавый соборный храм во имя священномученика Климента, папы Римского, промыслом Божиим сохранил даже свой неповторимый интерьер, наполненный декоративными деталями выдающегося уровня. В описи церковного имущества 1817 г. отмечено: «Иконостас весь резной с колоннами самого лучшаго художества весь позлащен червонным золотом. Нижний ярус: местные иконы писаны самыми лучшими художниками на кипарисе, вообще и весь иконостас писан при Императорской Академии Художеств». Он великолепно сработан, оригинален по композиции и отличается совершенной деревянной резьбой. В церковной ризнице хранились уникальной работы хоругви, напрестольные кресты, книги в драгоценных переплетах (самая ранняя — Евангелие 1654 года, московской печати), а также высокохудожественные предметы церковной утвари — паникадила, подсвечники, сосуды. Но подлинным шедевром являлась напрестольная резная сень в виде балдахина на восьми витых колонках — редчайший образец барочного декоративно-прикладного искусства. Ныне сень хранится в Донском монастыре как экспонат Научно-исследовательского музея архитектуры имени Щусева. Высокое мастерство исполнения присуще также храмовым скульптурам и иконам. В архивных источниках особо отмечались иконы старого письма, относящиеся к XVI в. и бывшие, вероятно, еще в древнем разобранном храме: «Живоначальная Троица», «Успение», «Благовещение», «Покров», «Святители Петр, Алексий, Ион, Московские и всея России чудотворцы», «Святой апостол и евангелист Лука», «Моденский» образ Божией Матери. Икона священномучеников Климента Римского и Петра Александрийского XVI в. имела ковчежец с частицами их нетленных мощей. Прикрепленные к доске этого образа три креста содержали более чем тридцать частиц святых мощей. Авторы путеводителя «По Москве» 1917 г. писали: «Издали, на фоне Замоскворечья, и вблизи храм с пятью его куполами производит одинаково сильное впечатление своей спокойной красивой громадой. Очень хороши окна второго этажа и идущая поверх здания ажурная железная решетка тонкого рисунка». Даже в советское безбожное время никто не мог остаться равнодушным к грандиозной и величественной красоте пятиглавой церкви во имя священномученика Климента, папы Римского. Удивляла ее оригинальная и изысканная ограда сложной конфигурации. Выдающимся явлением русской архитектуры эпохи барокко был признан входной храмовый павильон, который являлся одновременно и Святыми вратами, и «прикладезным» строением над святым источником. К сожалению, этот уникальный памятник московского зодчества снесли во второй половине 1930-х гг. Вдоль южной границы участка Свято-Климентовского храма благодеянием Козьмы Матвеева были возведены богадельня, дома для духовенства и церковнослужителей, а также доходный дом, который причт сдавал внаймы. Разумеется, эти здания перестраивались и реконструировались. До сих пор они сохранились, и хорошо просматриваются в фасадах многоэтажных домов, выходящих на церковный двор. Служители Свято-Климентовского храма получали от К.М. Матвеева небольшое жалованье, а викарных священников Иоанна Семенова и Матфея Федорова он полностью содержал на свой кошт. Заведенного порядка придерживалась и вдова именитого благодетеля. В 1783 г. она пожертвовала деньги на первые ремонтные работы в церкви, пострадавшей от катастрофической силы наводнения. Тогда указом Московской Духовной консистории дозволялось «исправление прописанных в Климентовской церкви ветхостей», «приделные иконостасы попрежнему возобновить», во всей церкви перестлать и повысить пол, выбелить стены, починить купольный крест. Разрешалось также выдать новый антиминс в Неопалимовский придел взамен износившегося. Впрочем, приход великолепной и огромной Свято-Климентовской церкви на протяжении всей ее истории оставался малочисленным и бедным. Причт не справлялся с необходимостью постоянно поддерживать в благолепии уникальное храмовое убранство. Только однажды в архивном документе встречается упоминание, что «вся означенная церковь находилась в твердости, утварью довольна и внутри все исправно». Чаще, буквально из года в год, появлялись записи, типа: «Зданием каменная, многия имеет ветхости, а имянно крыши как на холодной и на теплой церкви во многих местах проржавели. Четыре главы облиняли и ржавеют, снаружи штукатурка во многих местах обвалилась, паперть и ограда кругом всей церкви обветшали, в холодной церкви многие рамы от долговременности повредились». Церковные ведомости постоянно фиксировали «посредственное» содержание Климентовских церковнослужителей. На их бедственное положение в 1853 г. откликнулся митрополит Московский Филарет (Дроздов, † 1867), по резолюции которого замоскворецкому храму было выделено пособие в размере 300 рублей. С 1786 по 1795 гг. настоятелем церкви во имя священномученика Климента Римского служил отец Антипа Иванов, ставший впоследствии ключарем Кремлевского Успенского собора. На его место определили священника Иоанна Васильева, и длительное время он заботливо окормлял прихожан храма. После пожара 1812 г. в Свято-Климентовской церкви оказалась «крыша повреждена, а внутри цела. Иконостасы и святыя иконы невредимы во всех приделах. Два престола с антиминсами и два жертвенника на своих местах и нечем невредимы. Утварь церковная вся похищена. Книги церковныя имеются… Священнослужители все налицо… Церковной суммы находилось 200 руб. медно, из которых в наличности находится только 22 руб., а прочая вся разграблена… домов священно и церковнослужительских… шесть, церковные три и собственные деревянные три, все сгорели». Огонь не пощадил все приходские дворы, которые заново отстраивались на деньги, частично выделенные Святейшим Синодом. В 1813 г. благодаря пожертвованиям дворян Костромской губернии был восстановлен Свято-Климентовский придел в теплой трапезной. В прошении отца Иоанна Васильева 1814 г. сказано, что «настоящая холодная Преображения Господня церковь после неприятеля еще и доселе не освящена и святого антиминса нет». Его выдали храму «по архипастырской резолюции» 11 июля, а 8 сентября совершился чин освящения Богородице-Рождественского и Никольского приделов с возложением на их престолы новых антиминсов. Через 4 года был освящен Знаменский придел. В 1819 г. в церкви заменили ветхие образа и для теплой трапезной изготовили два новых одинаковых иконостаса взамен обветшавших. В возрождении принадлежащих храму зданий принимали участие и ее прихожане, и благотворители, однажды восхитившиеся красотой церкви. В 1830 г. был произведен Высокопреосвященнейшим Филаретом, митрополитом Московским, к Климентовской церкви во священника выпускник Московской Славяно-греко-латинской академии отец Алексей Добронравов, впоследствии получивший за участие в Крымской войне 1853 — 1856 гг. наперсный бронзовый крест на Владимирской ленте. Во второй половине XIX в. благосостояние Климентовского храма улучшилось. Его счет пополнялся государственными пятипроцентными банковскими билетами Восточного займа, поступавшими от жертвователей. Большой вклад в церковную казну внесло купеческое семейство Куниных, особенно после того, как в 1886 г. церковным старостой стал С.А. Кунин. В 1880-х гг., при настоятеле протоиерее Николае Тольском, содержание причта определялось уже как «достаточное». В 1882 г. на деньги, завещанные Свято-Климентовскому храму на поминовение «купеческой женой Куниной», напротив его южного крыльца построили двухэтажный каменный дом для причта, просвирни и женской богадельни на 6 человек. Однако средств катастрофически не хватало на необходимые ремонтные работы в сыром и холодном храме, где даже в летние месяцы богослужения проходили «не без опасности для здоровья молящихся и причта». Лишь в конце 1890-х гг., когда настоятельствовал в Свято-Климентовской церкви протоиерей А.С. Парусников, а старостой был А.В. Максимов, «человек в высшей степени деятельный, энергичный», появилась финансовая возможность для проведения ремонта. Им удалось заручиться поддержкой известной московской благотворительницы Е.С. Ляминой, вдовы городского головы, купца 1-й гильдии И.А. Лямина, давшей сто тысяч рублей для предстоящего храмового обновления. Руководил реставрацией известный московский архитектор А.А. Латков. Он провел капитальные работы очень быстро и качественно. «Ничто из остатков старины не пострадало, благодаря заботам настоятеля о. Парусникова и любовному отношению к древностям храма старосты г. Максимова», — отмечали взыскательные специалисты Императорской Археологической комиссии. Старый чугунный пол заменили метлахской плиткой, изготовили новые оконные рамы и колоды, переделали двери, исправили штукатурку, что позволило впервые расписать стены «в строгом соответствии с общим стилем храма». Тогда произвели реставрацию всех икон, «согласно с тем, как они были написаны первоначально», и, возобновили позолоту иконостаса, напрестольной сени и всех киот для икон, «под непременным условием сохранения стиля его и рисунка резьбы и орнаментации в неизменно первоначальном виде». Устроенное в Свято-Климентовской церкви паровое отопление позволило проводить богослужения ежедневно. 17 сентября 1900 г. возобновленный храм освятил митрополит Московский и Коломенский Владимир (Богоявленский, † 1918, причислен к лику новомучеников). Действующее с начала XX в. при церкви приходское попечительство старательно изыскивало возможности для увеличения ее доходов. Так, в 1901 г. к дому, возведенному в 1882 г., с востока пристроили узкий трехэтажный корпус, торцом к Пятницкой улице. В этом доходном доме, помимо всякого рода торговых, кустарных «заведений» и квартир, на первом этаже открыли церковно-приходскую школу. В 1915 г., когда в Свято-Климнтовском храме полностью прогнила крыша, и, несмотря на целые стропила, началась довольно сильная течь, ремонт вновь стал неизбежен. С позволения Московской Духовной консистории и Императорского Археологического общества была перекрыта заново вся кровля главной Преображенской церкви, «но без… изменения прежнего вида ея и цвета окраски». Документальные свидетельства об этом ремонте — последнее, что известно о жизни храма накануне советской эпохи. |